Осмысленная бессмыслица поп-дадаизма группы « Хамерман знищує вiруси»

29.10.2015

Однажды, где-то во второй середине 90-х, мои друзья-художники позвали меня на концерт. На Бориса Моисеева. Помню, я еще долго думал, что это так надо мной подшучивают. Такой тонкий троллинг меломана.

Со мной не шутили. Меня действительно звали на концерт Бориса Моисеева, и когда я начал издеваться над вкусовыми предпочтениями своих друзей, мне просто резонно заметили: «Ну при чем тут музыка? Там же совершеннейший треш, там театр, там действие!» Спорить с художниками о визуальном и сценическом я не стал, но про себя отметил странный перекос в восприятии треша и мейнстрима у оппонентов.

Группа«Хамерман знищує віруси» существует уже 19 лет, и вот только неделю назад они наконец впервые выступили в Одессе в клубе More Music Club. Когда-то я сам хотел их привезти в наш город. Ходил по клубам, пытался заинтересовать хозяев заведений. Меня с интересом выслушивали, кивали согласно головой, смотрели с хитрым прищуром, когда я называл весьма скромный по меркам любого клуба бюджет события, и, наконец, просили поставить какое-то промо. Как правило, арт-директорам хватало 1-2 минуты, чтоб начать меня выпроваживать из заведения с неизменным: «Мы посоветуемся с дирекцией и перезвоним вам. Обязательно перезвоним!» Не перезванивал никто. Вообще никто. Именно тогда я и понял, что с нашим городом что-то не так. Потому что география выступлений «Хамерманов» в пределах нашей страны, безусловно, обширна.

И только Одесса позорно не хотела открывать свои границы познания эстетики странного.

Тут надо понимать, что «Хамерманы» - это прежде всего арт-проект, а потом уже все остальное. Мне, например, принципиальному музыкальному ретрограду и любителю живой развернутой аранжировки, очень непросто было их воспринимать как в аудиоформате, так и по видеороликам в ютьюбе. Тем не менее, сразу становится ясно, что это действительно очень интересно и неожиданно.

Первое, что приходит на ум, когда знакомишься с «Хамерманами» -- это «дегенеративное искусство», термин, придуманный нацистами для обозначения авангардного искусства. Впрочем, музыкальным акционизмом сейчас никого не удивишь : тут и The Residents, и немцы из 80-х Trio, и гораздо более современные Tiger Lillies, допустим. Но у них все более-менее понятно, все акценты расставлены правильно и никаких недопониманий быть не может: это музыкальный фрик-театр с четким уклоном в авангард ( The Residents), поп ( Trio) или кабаре ( Tiger Lillies). У «Хамерманов» все непросто. На их концерте возникает больше вопросов, чем понимания сути происходящего. И это, безусловно, восхищает. Так что для себя я определил их стиль, как поп-дадаизм. Думаю, что «Хамерманы» -- первая группа, играющая в этом направлении.

В группе играют 2 человека: Владимир Пахолюк, отвечающий за вокал и тексты, и Альберт Цукренко, отвечающий за вокал и музыку. Альберт стоит перед простеньким, демонстративно отключенным синтезатором (в их техрайдере этот момент так и обозначен: «любой клавишный инструмент, можно нерабочий»). Владимир – яркий фронтмен, который просто поет. Соответственно, музыка вся электронная, запрограммированная, семплы.

При этом все их песни – это потенциальные хиты, шлягеры фм-радио-формата, которые вы никогда не услышите по радио. Не в этой жизни.

За хитовость отвечает именно Альберт. Это он создает безупречные мелодические хуки, которые потом звучат в твоей голове весь день. Этим он мне напоминает Дэвида Боуи с его удивительным нюхом на беспроигрышный современный поп на грани чего-то большего, великого и вечного. С другой стороны, нельзя не отметить какой-то постоянный композиционный поиск Альберта, его неуспокоенность и где-то даже радикализм. Этим он мне напоминает Фрэнка Заппу. Порой кажется, что Альберт экспериментирует не с музыкальными формами, а с человеческим сознанием, со слушателем.

Ну а за то, чтобы их песни никогда в жизни -- не дай бог -- не попали на радио и не стали массовыми, отвечает автор текстов Владимир Пахолюк. Вот тут-то и начинается тот самый поп-дадаизм с его поисками новых смыслов в откровенной бессмыслице. Поскольку тексты наполнены обсценной лексикой. В совокупности с музыкой все это запросто погружает в легкий когнитивный диссонанс. И тут очень важно понимать контекст происходящего. Вообще-то нас, одесситов, песнями с обильным использованием нецензурных выражений не удивить. У нас есть свой сумрачный гений Стас Подлипский, например, который матерится в своем творчестве так, что у любого продавца с Привоза уши вянут. Но там все более чем гармонично. Стас Подлипский -- старый и неисправимый панк с обаянием одесской блатной культуры. Там все понятно – он поет так, как мыслит, как говорит, как дышит, наконец. С Вовой и Альбертом все далеко не так просто. Они уже давно живут в Киеве. Это интеллигентные ребята, изначально Вова работал учителем, а Альберт – врачом. Сейчас они оба журналисты.


Не пьют, не курят. Они не панки. Они – фрики. Контекстуальные фрики, если угодно.

Попадая на их концерт, вы прежде всего попадаете на насыщенное арт-событие, включающее в себя элементы музыки, театра, хепенинга, перформанса и квазивульгарной поэзии. Поп-дадаизм в лучшем своем проявлении!

Ну а концерт в Одессе определенно прошел с успехом. Одесская публика была готова к выступлению этих арт-борцов с буржуазным мышлением. Маленький клуб был забит до отказа, зрители пели половину песен наизусть, дважды вызывали на бис. Чувствовал гордость за одесского слушателя, у которого границы познания эстетики странного оказались открыты нараспашку. Я же, с присущим музыкальным снобством, смотрел и наблюдал, как ребята работают живьем. И знаете что? Отлично работают, вот что я вам скажу. Все на месте: и динамика выступления, и драматургия, и кульминационность – все было. Шоу развивалось, оно жило и дышало. Группа определенно знает толк в раскачке зрителя. Это при том, что я до концерта совершенно не являлся их поклонником и не был знаком с их творчеством. Так что можно уверенно заявить: Одессе наконец-то проинсталлировали антивирус Хамерманов. Теперь можно спать спокойно. Культурный уровень музыкальных событий города вышел на качественно иной уровень. Моральные устои подорваны. Дегенеративное искусство наблюдает за тобой, одессит!

Фото: Александр Пролетарский


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Александр Топилов

Известный блогер и фейсбучник, папа двух черноглазых малышей, муж художницы, сын музыканта; барабанщик, талантливый литератор, богемщик и тусовщик. Его знают в музыкальных кругах Одессы и в среде художников он тоже "за своего". В общем и целом - добродушный, с ленцой и легким пофигизмом, многоначитанный и образованный - одессит.

Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...