И в юности Юрий Бойко был жизнелюбом! Об этом свидетельствует его фотография 35-летней давности, но на выставке действительно отражена жизнь от 60-х годов до 90-х, что уже само по себе познавательно. И интересно.
Этого человека я знаю с «посиделок у Жоры Исаева». В подвале Литературного музея существовала фотомастерская Георгия Исаева, где, помимо литработников, ещё «тусовались» и фотографы. Одним из них, - примечательным, громкоголосым, часто с анекдотами на грани приличия (читай: «одесскими») и был Юрий Бойко.
Жизнелюбие и радость бытия из него прям-таки пёрли, подчас чрезмерно. НО, знания и понимания того, ЧТО есть фотография, ему было не занимать. Той фотолаборатории, того места давно уж нету, - негде встречаться.
А посему пропустить выставку Юрия Бойко было невозможно.
В «Доме с Ангелом», центре им. Б.Литвака на выставке «В те времена (плёночки 20-го века)» были представлены, в основном, чёрно-белые фотографии. Заходишь, а там всё черно-белое. Хотя уточняешь: «Ну, уж прям 20-го века?». Нет, с конца 50-х. «Как это»?! «А вот так, - отвечает автор, - первое фото сделано мною в шестилетнем возрасте, в 1959 году!». Сама же выставка появилась в результате приобретения сканера и некие архивные фото показались Бойко особенно интересными, важными. Он их отсканировал, отпечатал и решил ознакомить публику.
«Папа, садящийся в автобус», 1959; затем некто, двое при керосиновой лампе, 1968. Вот уж действительно история города! Оказывается на дачах тогда электричества не было. 70-ый год отмечен одноклассниками на уроке. Французкий бульвар наличием деревьев (ЭХ!).
А вот Виктор Цой... Неужто? Да, тогда в Одессе проходил кинофестиваль «Золотой Дюк», ну, Цой и приехал. В позе на фотографии всё равно присутствует нервенность, чрезмерная худоба, - выразительная фотография (из неопубликованного).
Ага, а вот дача уже с электричеством, но всё равно, как и приличествует нашим дачам, извини Юра, развалюха, - эдакий «натюрель». Другой натюрель в стопе (Ж.Исаева), давящей увядшую розу. Да-да, ну, вот что там, - в раздавливании, хоть и розы. Но фото получилось не только удачным, но и выразительным. С намерением движения.
А Бойко не только «фоткает», но способен досконально объяснить -- и не только на примере собственных работ -- что, как и почему отличает одно изображение от другого. В чём достоинства и специфика их. За что он и ценим мной.
И тут... мальчонка двумя руками держащий хвост огромной собаки, о! И не потому, что я «собакофил»! Мгновенность, удачливость фотографа, миг запечатлевшего. Да, а собака огромная, кстати дворняга, мальчонка же, напротив полутора-двух лет.
Снова осматриваемся, хорош зал в «Доме с Ангелом», светлый, работы хорошо «прочитываются». Оглядываясь, веришь правомерности названия, потому как обнаруживаешь и колхозника... (Кстати, когда же у нас появятся настоящие фермеры?!)
Видишь пластмассовые 80-х годов стулья, плавающие в море (?!), развал известняковых стен наших домов; упырей-пьянчуг, что кучкуются вокруг Староконного рынка. Но и, затем, натюрморты, тоже чёрно-белые (зачем они тут и в чём отличие от цветных, мною не было понято), ан нет, есть и несколько цветных в лежащих боксах фотографий. Там, в основном жизнелюб Бойко и знаменитые одесситы, уже из 90-х.
Удивительно удачно, словно закомпоновано, но была словлена ситуация, когда пионеры сидят НА стене, по обе руки от пионервожатой (она в галстуке). Кто там забыл, что такое «пионер-всем ребятам пример, со вскидыванием руки»? А вот ещё сыночек младенцем, весь перепачканный углем, работа так и называется «Соседи уголь привезли».
Речь, на деле, идёт о том, что фотография способна запечатлеть и припечатать время нашей жизни, лишь бы автор умел ВИДЕТЬ его, время, через глазок фотоаппарата.