Большое поколение людей воспитано методами, которые развивали и усиливали непомерное чувство вины и стыда. Многие могут вспомнить слова из своего детства «Ну, как тебе не стыдно!», «Такой бесстыдник!»
Даже детская литература способствовала воспитанию в нас этих чувств: «А нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!» и т.п. Воззвания же к нашей совести происходили, как правило, прилюдно! И тогда наши лица заливались румянцем…
Современные дети часто не
приемлют старых методов воспитания, мало знакомы с чувством вины и стыда, что
иногда шокирует нас, взрослых. Однако стыд – отчасти спутник совести. А мы
хотим воспитать наших детей совестливыми, порядочными, ответственными. Как же
умело воспитать у ребенка чувство стыда, не превратив его в комплекс вины?
На эту же тему пишет
Джудит Спитлер Мак-Ки, доктор педагогических наук, специалист по развитию
личности, профессор психологии образования детей раннего возраста в университете
Восточного Мичигана.
Взрослые часто прибегают к
техникам использования чувства стыда и вины, потому что вынесли их из своего
детства. Они используют их еще и потому, что эти вызывающие душевные раны
техники, как им кажется, работают: ведь дети ведут себя совсем по-другому,
когда они пристыжены, особенно если это произошло публично. Эти техники на
самом деле работают, но в основном -- за счет личности ребенка! Стыд и
неуместное чувство вины негативным образом действуют на попытки ребенка к
самовыражению.
Стыд и вина - настолько сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления любознательности, творчества и игры.
Дети быстро привыкают
избегать открытости и искренности в отношениях с другими. Вместо того чтобы опираться на чувство вины
или стыда, подумайте о том, как смоделировать желаемое поведение, привнести во
взаимоотношения элемент поощрения, объяснить возможные последствия того или
иного поступка и предложить ребенку свободу для осознанного выбора.
Следующие ситуации пояснят
вам, как в отношениях с детьми можно преодолеть тактики, злоупотребляющие
чувством стыда:
1. Ваш малыш намочил
штанишки.
Негативный отклик: "Плохой, плохой, плохой ребенок! Ты
знаешь, куда нужно писать, а делаешь это в штаны (или на бабушкину новую
кушетку). Ты это нарочно сделал! Ну и убирай теперь сам эту вонючую гадость. Никогда
больше не делай так! И не приставай ко мне!"
Позитивный отклик: "Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые
штанишки? Ничего! Я помогу тебе надеть чистенькие, и тебе будет хорошо. А в
следующий раз давай попробуем успеть на горшок! И тогда штанишки скажут тебе
«спасибо» за то, что они сухие!".
2. Ребенок отказывается
есть или ест слишком медленно.
Негативный отклик: "Поторопись! Ты опять заставляешь меня
ждать. Съешь все быстро, а то останешься сидеть здесь один. Если не съешь все –
то заболеешь".
Позитивный отклик: "Я хочу, чтобы ты сделал то же,
что и я. Сейчас я попробую ложечку творога, а потом рисовую запеканку".
(Взрослый, не торопясь, пробует пищу.) "Теперь ты попробуй ложечку. Как ты
думаешь, плюшевый мишка захотел бы попробовать это?"
3. Ребенок отказывается
есть какую-то пищу из-за неприязни к ней (пристрастий, болезни, боязни набрать
лишний вес – и быть поэтому нелюбимым, или подражая разборчивым либо
соблюдающим диету взрослым).
Негативный отклик: "Я не буду больше ждать тебя, если
будешь ковыряться в тарелке, выбирая кусочки без жира, чтобы не набрать лишний
вес. Все на нас и так уже смотрят".
Позитивный отклик: "Давай вместе купим ту еду,
какую захотим. Вот здесь два меню. Они мне понравились. И вот еще интересная
статья о том, какие питательные вещества нужны твоему организму и в чем они
содержатся. Если хочешь, мы можем с тобой это обсудить".
4. Ваш ребенок одержим
иррациональным и преувеличенным страхом перед какой-то ситуацией, человеком или
животным.
Негативный отклик: "И ты не можешь прочитать на школьном
вечере всего-то семь строчек! У других детей роли гораздо длиннее, чем у тебя.
Ты ведешь себя, как младенец. Иди в свою комнату и выучи роль так, чтобы я
гордился тобой".
Позитивный отклик: "Покажи мне стихотворение,
которое тебе надо прочитать на школьном вечере. Интересно, почему учитель
выбрал именно тебя? Наверное, он знал, что ты прекрасно справишься с этим
заданием. Ты сам все выучишь или помочь тебе?"
5. Ваш ребенок открыто не
повинуется правилам и взрослым авторитетам или манипулирует вами. В школе он
врет или хитрит, увиливая от своих обязанностей.
Негативный отклик: "Ты мерзкий лгун! Ты нарочно
действуешь всем на нервы, постоянно обманывая меня и учительницу. Ну, погоди!
Когда тебе понадобится наша помощь, то не жди, что тебе помогу я (или твоя
учительница)! Ты наказан! И я не буду больше слушать твое вранье! Марш с глаз
моих долой!"
Позитивный отклик: "Я очень расстроился, когда
узнал, что ты солгал. Ты чего-нибудь испугался? Почему ты не сказал правду?
Давай поговорим о том, что случилось. Надо вместе подумать, как выбраться из
этой ситуации. Мне хочется верить, что в дальнейшем в подобных обстоятельствах
ты будешь вести себя правильно и честно".
Любите детей и помогайте им расти!
Автор: Виктория Петренко