Воспитание чувств: ЧУВСТВО СТЫДА

15.10.2015

Большое поколение людей воспитано методами, которые развивали и усиливали непомерное чувство вины и стыда. Многие могут вспомнить слова из своего детства «Ну, как тебе не стыдно!», «Такой бесстыдник!»

Даже детская литература способствовала воспитанию в нас этих чувств: «А нечистым трубочистам – стыд и срам, стыд и срам!» и т.п. Воззвания же к нашей совести происходили, как правило, прилюдно! И тогда наши лица заливались румянцем…

Современные дети часто не приемлют старых методов воспитания, мало знакомы с чувством вины и стыда, что иногда шокирует нас, взрослых. Однако стыд – отчасти спутник совести. А мы хотим воспитать наших детей совестливыми, порядочными, ответственными. Как же умело воспитать у ребенка чувство стыда, не превратив его в комплекс вины?


На эту же тему пишет Джудит Спитлер Мак-Ки, доктор педагогических наук, специалист по развитию личности, профессор психологии образования детей раннего возраста в университете Восточного Мичигана.

Взрослые часто прибегают к техникам использования чувства стыда и вины, потому что вынесли их из своего детства. Они используют их еще и потому, что эти вызывающие душевные раны техники, как им кажется, работают: ведь дети ведут себя совсем по-другому, когда они пристыжены, особенно если это произошло публично. Эти техники на самом деле работают, но в основном -- за счет личности ребенка! Стыд и неуместное чувство вины негативным образом действуют на попытки ребенка к самовыражению.

Стыд и вина - настолько сильные и болезненные эмоции, что они обычно блокируют проявления любознательности, творчества и игры.

Дети быстро привыкают избегать открытости и искренности в отношениях с другими. Вместо того чтобы опираться на чувство вины или стыда, подумайте о том, как смоделировать желаемое поведение, привнести во взаимоотношения элемент поощрения, объяснить возможные последствия того или иного поступка и предложить ребенку свободу для осознанного выбора.


Следующие ситуации пояснят вам, как в отношениях с детьми можно преодолеть тактики, злоупотребляющие чувством стыда:

1. Ваш малыш намочил штанишки.
Негативный отклик: "Плохой, плохой, плохой ребенок! Ты знаешь, куда нужно писать, а делаешь это в штаны (или на бабушкину новую кушетку). Ты это нарочно сделал! Ну и убирай теперь сам эту вонючую гадость. Никогда больше не делай так! И не приставай ко мне!"
Позитивный отклик: "Ой-ой! Кажется, у тебя мокрые штанишки? Ничего! Я помогу тебе надеть чистенькие, и тебе будет хорошо. А в следующий раз давай попробуем успеть на горшок! И тогда штанишки скажут тебе «спасибо» за то, что они сухие!".

2. Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.
Негативный отклик: "Поторопись! Ты опять заставляешь меня ждать. Съешь все быстро, а то останешься сидеть здесь один. Если не съешь все – то заболеешь".
Позитивный отклик: "Я хочу, чтобы ты сделал то же, что и я. Сейчас я попробую ложечку творога, а потом рисовую запеканку". (Взрослый, не торопясь, пробует пищу.) "Теперь ты попробуй ложечку. Как ты думаешь, плюшевый мишка захотел бы попробовать это?"

3. Ребенок отказывается есть какую-то пищу из-за неприязни к ней (пристрастий, болезни, боязни набрать лишний вес – и быть поэтому нелюбимым, или подражая разборчивым либо соблюдающим диету взрослым).
Негативный отклик: "Я не буду больше ждать тебя, если будешь ковыряться в тарелке, выбирая кусочки без жира, чтобы не набрать лишний вес. Все на нас и так уже смотрят".
Позитивный отклик: "Давай вместе купим ту еду, какую захотим. Вот здесь два меню. Они мне понравились. И вот еще интересная статья о том, какие питательные вещества нужны твоему организму и в чем они содержатся. Если хочешь, мы можем с тобой это обсудить".

4. Ваш ребенок одержим иррациональным и преувеличенным страхом перед какой-то ситуацией, человеком или животным.
Негативный отклик: "И ты не можешь прочитать на школьном вечере всего-то семь строчек! У других детей роли гораздо длиннее, чем у тебя. Ты ведешь себя, как младенец. Иди в свою комнату и выучи роль так, чтобы я гордился тобой".
Позитивный отклик: "Покажи мне стихотворение, которое тебе надо прочитать на школьном вечере. Интересно, почему учитель выбрал именно тебя? Наверное, он знал, что ты прекрасно справишься с этим заданием. Ты сам все выучишь или помочь тебе?"

5. Ваш ребенок открыто не повинуется правилам и взрослым авторитетам или манипулирует вами. В школе он врет или хитрит, увиливая от своих обязанностей.
Негативный отклик: "Ты мерзкий лгун! Ты нарочно действуешь всем на нервы, постоянно обманывая меня и учительницу. Ну, погоди! Когда тебе понадобится наша помощь, то не жди, что тебе помогу я (или твоя учительница)! Ты наказан! И я не буду больше слушать твое вранье! Марш с глаз моих долой!"
Позитивный отклик: "Я очень расстроился, когда узнал, что ты солгал. Ты чего-нибудь испугался? Почему ты не сказал правду? Давай поговорим о том, что случилось. Надо вместе подумать, как выбраться из этой ситуации. Мне хочется верить, что в дальнейшем в подобных обстоятельствах ты будешь вести себя правильно и честно".

Любите детей и помогайте им расти!

Автор: Виктория Петренко


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

​Виктория Петренко


Дипломированный филолог и дипломированный психолог; в ее профессиональном портфеле -- работа в крупнейших одесских газетах (от журналиста до редактора), работа психологом в школе, работа на телеканале СТБ в качестве психолога (проект "Спасите нашу семью!"). Очаровательная, веселая, жизнерадостная и умная женщина, у которой уйма друзей, причем - в самых разных уголках земного шара. Сегодня живет и работает в Будапеште.

Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...