Оставив в стороне дискуссии о ценности авторской и репортажной фотографии, обратимся к первой. Особенно, если за выставкой «ВОСЕМЬ» кроется история. История обращения к искусству фотографии именно как искусству.
Проект «Преломление» - авторский, образовательный, но, в первую очередь, ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ. Лидер и, собственно, автор проекта – Анна Голубовская. Она известна в городе как галерист, на входе в полуподвал на Ланжероновской до сих пор сохранилась вывеска её галереи «Либерти». Но то, что она давно и серьёзно занимается фотографией знали (вначале) немногие. То была (и есть?!) страсть.
«Страсть к...» призывает тебя всего отдаться любимому делу. Но Анна, имея
мышление систематическое, подошла к своему хобби научно: изучала, сравнивала,
исследовала. Предположив, что нечто уже понимает, вначале провела ряд выставок
в Одессе, потом и по Украине.
Затем обустроила работу Творческого пространства «Преломление»,
затем возник проект. Возник благодаря знакомству с Александром Якимчуком.
По мнению Анны, Якимчук, помимо того, что он имеет обширную
коллекцию старых фотографий Одессы, - что УЖЕ вызывает уважение, - умеет
«системно» излагать свои взгляды. Системно, а не «возбуждённо». Не размахивать
руками и сверкать глазами, но пояснять. Тут встаёт тема «старой школы», где
важно построение кадра с непременным «центрированием», - она складывает большие
и указательные пальцы обеих рук в квадрат и прицеливается им, заглядывает
в него.
«К примеру, такой шаблон, как «моречко», сложно подать. Но ведь мир широк,
объёмен, следует лишь найти связи», - считает Голубовская. «Старая школа
изучает мир с микроскопом. А здесь учили умению «видеть» методом сравнения
известных фотографий с неизвестными, часто созданными участниками». «Здесь» -
это проект «ВОСЕМЬ». В течении года восемь человек встречались, учились,
обсуждали, выполняли задание.
Тут возникает вопрос: «Как же можно ЭТОМУ научить?». Анна и Александр
Якимчук отвечают: «МОЖНО! Но НЕ дидактически, а методом сравнения, обсуждения,
потом, необходимы чёткие критерии. И элементарное знание истории и состояния
фотоискусства».
Мы отбираем (извините, под мой вкус) работы, выходит достаточно
геометрично, но и человечно. Фото Сюзанны Зейкан: там ««моречко»» в
двойных кавычках, оно лишь наличествует. У Лены Ус эдакое разрезанное
фото, естественным образом, т.е. зритель видит увиденное. Автор сумел это
усмотреть. Там ещё сочетание спины и чтения (сделано в Одессе!). Да, а среди
восьмерых был лишь один парень (!) - поскольку нынче мужчины САМИ всё знают и
умеют.
В работе Сергея Килькова не раздражает «перст указующий» (О! А известно ли вам, что нынешние дворники работают в синих перчатках?). Ещё там, вновь, геометрия+движение с разворотом (=снова затылок). Ну и дырка, которая «укругляет» всё.
Все фотографии якобы простые, но и с акцентами, с «человеческим
фактором».
Но бОльше я разбирать /анализировать фото не буду, ведь моя цель
не вытягивать знания из А. Голубовской; она сама лектор (теории и истории
фотографии, но в рамках истории искусства) в «Преломлении».
Анна уверяет, что у Якимчука ПРОСТО имеется вкус, а вкус такое дело, что он либо есть, либо его нету. Тут другой вопрос: откуда берётся вкус? «Да, - отвечает она, - этому МОЖНО научить, если имеются (извините) мозги и желание».
Ута Кильтер