Убедить человека в чем-то — довольно непростое дело, особенно, если он категорически несогласен.
Но психологи доказывают, что все-таки существуют способы убеждения, хоть их и немного. Мы остановимся на самых основных, которые можно использовать, как в повседневной жизни, так и в бизнесе.
Личная заинтересованность
Такой вид убеждения
эффективен, когда предложение одного человека в чем-то поможет другому. Самым
простым примером может быть фраза - «Соглашайтесь на то, что я вам предлагаю, и
вы получите пользу для себя». При любом разговоре, будь-то деловые переговоры
или обычная беседа, всегда найдется что-то, что есть у каждой из сторон, что
может быть полезным собеседнику. Это может быть нужная информация, ресурсы и
т.п. Предлагая оппоненту то, от чего ему будет трудно отказаться, вы вызываете его
личную заинтересованность.
Рациональность
Рациональное убеждение помогает оказывать влияние на
человека, призывая к принятию разумных решений. Это один из сложных каналов
воздействия на личность, так как основывается на логических доводах и
рациональных сторонах решения. Часто это становится источником споров. Это
объясняется тем, что люди разные и из доводов делают свои выводы, которые
базируются на опыте и личных принципах. В этом случае нужно быть готовым
отстаивать свою позицию и приводить логические доводы рациональности своего
предложения.
Одним из примеров использования такого способа убеждения
может стать фильм, который показывают перед каждым авиаперелетом, о том, как
вести себя в чрезвычайной ситуации. Многие люди не поддаются такому убеждению,
так как считают, что с ними никакой катастрофы не произойдет, либо думают, что
во время падения самолета уже ничего не спасет. Поэтому очень мало пассажиров
внимают логическим доводам из этого видеоролика. Важно, чтобы все аргументы
были рациональными и имели под собой твердые доказательства.
Зрительные
образы
Достаточно ярким примером
этого способа убеждения является реклама, которую мы ежедневно видим вокруг
себя. Визуализация желаемого позволяет добраться до чувств и эмоций человека. Проще
представить себя за рулем красивого автомобиля, увидев его на биллборде или в
глянцевом журнале, чем прочитав о нем или услышав рекламный слоган. Поэтому при
деловых переговорах в качестве инструмента убеждения часто проводится
презентация, наглядно демонстрирующая преимущества предложения. Слышать мало —
нужно видеть. К чувствам добраться легче с помощью визуализации желаемого.
Отношения
Хорошее к вам отношение подтолкнет человека к решению в вашу
пользу. Если же у вас плохие отношения с собеседником, то ему будет сложно вас
убедить, равно, как и вам будет сложно воспринимать любые доводы, какими бы
железными они не были. Роберт Чалдини, известный психолог, в одном из своих
трудов писал: «Мы охотнее дадим положительный ответ человеку, которого хорошо
знаем и уважаем».
Между личными отношениями и работой существует более сильная связь, чем многие думают. Во время исследований в сфере продаж было установлено, что лучшими были показатели у тех продавцов, которые умели быстро завоевать доверие покупателей. Ниже была эффективность у тех, кто в совершенстве знал все характеристики товара и только отвечал на вопросы клиентов. Если рабочие отношения подкреплены личными, то и взаимодействие гораздо плодотворнее.
Авторитет
Такой вид убеждения характерен для многих компаний.
Руководитель дает распоряжение, а сотрудники его выполняют. Это происходит не
потому, что начальник имеет непревзойденный дар убеждения, а потому что он
обладает определенным авторитетом и полномочиями. А отказавшись выполнять
указание, можно потерять работу. Человек, имеющий авторитет в любой из сфер
деятельности, стремится использовать его с целью убеждения.
Одним из ярких примеров использования авторитета является
выполнение пассажирами самолета приказа командира экипажа «Пристегнуть ремни».
Здесь авторитет — экипаж самолета. Беспрекословное выполнение такого приказа
обосновано тем, что это важно для безопасности каждого пассажира.
Искусство убеждения окажется полезным и в деловых переговорах, и в повседневном общении.