Пресс релиз к выставке «What's next?» або «Що далі?» начинается сообщением о том, что «Музей истории города Киева и украинский художник Майкл Мерфенко объявляют войну», - сильное заявление…
Однако, начать нужно сначала, с имени. Майкл Мерфенко считает себя УКРАИНСКИМ художником. Хотя по происхождению Майкл – шотландец, Мёрфи, 15 лет живет в Украине, искренний патриот нашей страны, а посему оборотился в Майкла МЕРФЕНКО (сколь дивен его украинский!).
В
экспозиции представлена новая живопись художника. Работы разнятся тематически и
стилистически. Подчас кардинально! Несколько полотен замечательны, а две ДАЖЕ
тронули мое арт-критическое сердце.
Собирает
их воедино ход, он - главный, ведущий в экспозицию, но и «ход», который задал
тематическое напряжение. Это – инсталляция в виде туннеля (все же «What's
next?», «Що далі?»). И зритель, минуя/двигаясь вдоль туннеля, испытывает очарование
сиянием фактуры, не осознает, что создан-то он из ваты. ДА, «ваты», той самой,
в том самом смысле, - «ваты».
На
открытии посетители прохаживались по туннелю туда и обратно, туда и обратно,
удивлялись подназванию выставки: «Мистецтво проти самоненависті». Эту
самоненависть, склонность к самоуничтожению украинцев автор и хотел
обозначить подобным образом, ибо она непонятна, недоступна пониманию автора.
Ибо самокритичность украинцев не должна замещать самоуважение, знание подлинной
истории своей страны, особенно в первые столетия и последнее, ХХ-ое.
Или
«Світ закінчився. Небо впало, все стабільне зникло і навіть землі під нашими
ногами більше немає. Ми хочемо знати: що далі?»
Куратор
выставки – Оксана Грищенко -- и художник не просто вопрошают: «What's next?»
або «Що далі?», но призывают избавляться от самоненависти, дабы идти вперед.
Вперед и вверх, а не по туннелю туда-сюда, пусть и осиянному.
Автор: Ута Кильтер