Александр Евгеньевич Копайгора, директор Одесского академического русского драматического театра рассказывает о жизни театра, его трудностях и главном предназначении в обществе.
Как формируется репертуар?
Особую роль играет репертуар. Он формируется при разных обстоятельствах.
Иногда пишут сами актеры. Порой
подбирается очень удачный творческий состав, и мы все понимаем, что это будет
успех, творим совместно. Самые важные вопросы решает режиссерская коллегия,
которая и руководит нашим коллективом. Нам часто пишут малоизвестные и очень
известные авторы, буквально заваливают большим количеством пьес. Это говорит о
том, что театр вышел на новый уровень и стал достаточно известен.
Успехи
и чаяния театра
Проводя свой международный театральный фестиваль "Встречи
в Одессе", мы показали очень достойный уровень. Из разных стран приходят
заявки на участие в нашем фестивале. Этого мероприятия должен желать город,
должна желать область. Когда приходит пьеса, мы обсуждаем ее с режиссерами, с литературной частью,
затем собрав воедино все наши мнения, приходим к общему решению. Мы заранее пытаемся понять, будет ли спектакль
иметь успех. Конечно же, бывают неудачи. Это часть творческого процесса.
Я
никогда не буду держаться за плохие спектакли, я их сразу списываю.
Человек, приходящий в зрительский зал не должен
видеть неудачи театра. Он должен наслаждаться только хорошими спектаклями!
Пусть хороший спектакль требует больших
материальных вложений. Ну и что! Это творчество. Приведу простой пример. У
Олега Табакова в течение сезона разные режиссеры ставят около десяти-двенадцати
спектаклей. Дай Бог, чтоб до сцены дошло два или три. За то, что не подошло, он
рассчитывается с режиссерами и прощается с ними. Есть и такая форма работы. Но
так поступают очень крутые театры с мировой известностью. Им все расходы оплачивает государство. Мы не
можем так действовать, потому что зарабатываем деньги сами. Но и показывать
плохой спектакль не желаем. Это наша отличительная черта. Мы показываем только
лучшее. 12 лет мы показываем «Вий», 7 лет – «Князь полнолуния», пользуется
спросом "Love Story", «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит». Мы вернулись к
"Листу ожидания" в другом варианте
и иной постановке. Не проходит интерес
публики к постановкам "Одесса у океана" и «Труффальдино, или Слуга
двух господ». Это то, что больше всего нравится зрителю. Есть ряд спектаклей,
которые характеризуют уровень нашего театра. Это высочайший уровень творческого
мастерства артистов. Это спектакли, полюбившиеся многим поколениям зрителей. Это
«Дядя Ваня», «Женитьба».
Это
спектакли, которые завоевали своего интеллигентного зрителя.
Это великие
спектакли. Пусть мы и не добираем достаточного количества денег, но зато
мы держим достойный уровень. Именно поэтому мы и получили звание академического
театра.
Кто
приходит в театр?
К сожалению, усредненный зритель приходит чаще, чем
элитный. Под категорией «элитности» я не имею в виду «пальцы веером» и шикарные
авто. Это скромные небогатые люди, которые приехали на общественном транспорте,
но очень интеллигентные и интересные. Такие зрители – мечта любого театра.
Такие люди создают атмосферу театра, без них будет неинтересно. Уже 40 лет я
нахожусь на руководящих постах в театрах и всегда рад видеть элитных зрителей.
Мы регулярно анализируем, кто является нашим
зрителем. 80% посетителей – это молодежь, что нас очень радует. Мы к этому
стремились. Им нравится, они с интересом смотрят то, что мы им презентуем. А
главное – им интересно. Они расстаются с
компьютерами и планшетами, заполняя пространство театра. Многие молодые люди
приходят с девушками.
Не будешь же ты своей даме показывать монитор! Это
неинтересно.
Нужны живые
ощущения, переживания. Их можно получить только в театре! Придя в театр, ты
по-другому себя чувствуешь. Разница между просмотром видео дома и посещением
спектакля грандиозна. Это можно сравнить с выбором дешевого пирожка и вкусного
красивого торта. Что выберете вы?
В статье использованы фотографии с сайта
www.rusteatr.odessa.ua
Беседовала Татьяна Андреенкова
Видео: Андрей Володько