Пусть вас не настораживает восклицательный знак, но фильм, ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, «смял» все «кина» этого фестиваля.
Итак, фильму «Родные» удалось «смять» художественные фильмы. Более того, я РАСПЕРЕЖИВАЛАСЬ, Начать следует с того, что попасть на фильм, документальный (!), Виталия Манского было не так-то просто. Люди всё подходили и подходили, а я «входным билетом» себя не обеспечила = всё же докфильм… Потом стояла в плотной толпе надеющихся прорваться… Ждала. Пустили.
И фильм «Родные» стал событием. Несомненно. Вне сомнений. Меня давно беспокоило то, что мне интереснее читать «нонфикшн» книги (попросту – научные исследования, документалистику, особенно по истории, особенно по сравнительно недавней). А художественная литература как-то отодвинулась, стала представляться излишней, вымышленно-утяжелённой. И вот когда Леонид Парфёнов признался, что он уже давно читает нонфикш, - полегчало; да и до того попадалась информация, что в Европе 75% литературы – это документальная, историческая, исследования.
Возвращалась домой исполненная всевозможных чувств и МЫСЛЕЙ (как-то художественные фильмы мысли не даруют, а если и даруют, то вялые). В самом фильме задействованы действительно родственники режиссёра, волею судьбы-истории разъединённые в трёх различных регионах: Львове, Крыму, Донецке. Родные – это тёти, кузены, кузины и их родня. Там показано чем они занимаются, как именно живут, ОЧЕНЬ близко показано, большая степень доверия, откровения. Родные повествуют, неспешно, честно о том, в какой стране они оказались, а главное – что такое Украина и их регионы. Именно «картинка»: собака ли во дворе, на балконе, традиционное накрывание стола (и чем), шкафы и фотографии семейства выразительны.
Нужно отдать должное
операторской работе! Она – превосходна! Сам выбор планов, углубление, проезды
важны. И потрясло максимальное приближение (можно я скажу?) к морде солдата
ДНР, где-то в сантиметрах 20 от его физии! Страшно! Убедительно! Убедительнее
всех возможных текстов, - вот для чего и нужна документалистика! После того
вялые, неспешные воспевания России становятся лживыми. В зале смеялись(?!).
Т.е. прославление режима Путина делалось забавным.
А двойная встреча Нового года – с Путиным, затем с Порошенко! Манский – честен, до изнемождения – сколько можно слушать этот бред. Однако в кадре присутствует и транслятор, поставщик этого бреда – телевизор. Обыденная жизнь в Донецке, Крыму перемежается планами похорон украинского солдата во Львове, спокойно так, уравновешенно и оттого нестерпимыми.
Показанная попытка общения двоюродных сестёр по скайпу Севастополь-Львов, где сестра из Севастополя якобы просит не педалировать, на деле давит, давит, продавливает своё понимание. Да уж, быть подлинным документалистом – дело не из лёгких: я имею в виду сохранять объективность. Это раздражало и вызывало одновременно уважение к автору. Перемежание мест съёмок и персонажей создаёт объём видения, ситуации в целом, сюжет развивается… А подводит итог план с места гибели Бориса Немцова, его портрет и множества цветов – метафора и назидание.
Ах да, Манскому,
несмотря на всю его объективность пришлось покинуть Россию, Москву, для которых
он столько всего сделал (учредил фестивали, собрал архив документалистики (было
экспрориировано!)), сейчас он живёт и работает в Латвии.
На презентации, на сцене стоял ряд красивых женщин, из Латвии, Эстонии, Германии, Украины – все они продюссеры, ибо нам всем надо объединяться, чтоб выпустить ОДИН документальный фильм. Так что великий Альмодоваро с великим Вуди Алленом, увы, уже «съели свою кашу» = исчерпали сюжеты и вошли в повторяемость ходов и тем, это вам не сказка братьев Гримм про волшебный горшок. Оба кино экспериментатора дочерпались до дна и скребут по нему ложками. А опросы всех зрителей звучали одинаково: «Ну, «такэ»!».