Ещё на вводной пресс-конференции, где Иван Козленко присутствовал в виде skype-отображения, он вновь впечатлил своими основательными знаниями в области раннего кинематографа.
ДА! Это род, вид обширных знаний: где, кто и даже почему, и даже-даже, ЧТО за этим стояло. Отвечает Иван обычно основательно, обстоятельно (= интересно и увлекательно), что прессе в виде репортёров обычно чрезмерным представляется. Однако личное общение с ним позволяет до-брать неимоверное количество информации. Хотя тёти-поклонницы постоянно отрывают его от тебя.
Например, «ветер» в
фильме с Лилианой Гиш «Ветер» создавали в те времена пропеллером, самолётным!
Не вентилятором, он появился позднее, но пропеллером. Вот так. И об истории
отдельных персонажей немого кино много чего имеет рассказать. А нам здесь, в
Одессе, всем радостно, что, вот, «наш человек» - одессит состоялся. Более того,
не забыл свой город.
Порадовал и
киевский представитель British counsel Ukraine Володимир Шейко, т.к. обычно зарубежные
культпредставители редко обладают познаниями, да и украинский язык его был
сочен и красочен. А краткостью речи порадовал прибывший потомок Лилианы
Гиш. Тут же к теме «спорідненності»: Виктор Шёстрём, режиссёр фильма «Ветер»,
на деле актёр и умница, сыграл роль профессора в «Земляничной поляне» Ингмара
Бергмана.
В наших пределах
говорить о «спорідненності»
крайне неприятно. Президент фестиваля обосновывал показ фильма «Невиданный
поход» тем, что там особенно наглядно видно закрепощение женщины уже не
домашними хлопотами, но производственными; корда женщина трактуется как часть
машинерии (ещё один трактор). Фильм Михаила Кауфмана – типичный агитпроп. Там
прославляется КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ! И это в 1931 году, а уже в следующем
начался голодомор! Смотреть «из сегодня», обладая знаниями о последствиях,
крайне болезненно!
Хотя сам Кауфман, как и брат его Дзига Вертов, как и все
энтузиасты искренне ВЕРИЛИ большевикам. С братом своим он разошёлся по
иным причинам, но стиль нарезки/монтажа сохранил, - крайне энергичный,
выразительный, подбадривающий. Что происходило в музыкальном
сопровождении коллектива Антона Байбакова, больше известного как автора
музыки для группы «ДахаБраха» (и этот «щирий українець» щеголял в неких индусских штанях, что, впрочем выглядело
как шальвары).
Ещё один возврат к музыке – большинство музыкальных
сопровождений создано специально для фестиваля. Большинство исполнителей
работали в системе «тапёр»: разработка заготовленной темы,
ожидание-всматривание, развитие темы. Отдельно надо бы поиронизировать/посочувствовать/войти
в положение актёров немого кино, которым из-за отсутствия звука
приходилось гипертрофированно изображать чувства. Что смотрится ну очень
пластично, но и забавно.
Кстати, все радостно захихикали, когда
в англо-шведском фильме «Коттедж в Дартмуре» барышню соблазняют билетами на
ЗВУКОВОЙ фильм. Хотя, предполагаю, билетами на фестиваль «Нiмi нoчi» тоже уже можно расположить девушку к себе.
На афишах и
буклетах лицо Лилианы Гиш производило и производит незабываемое
впечатление. Там и романтика, и красота, а главное – лишний буклет можно было
прихватить с собой, чтоб потом самой хвастаться и просто рассказывать о
фестивале.
Автор: Ута Кильтер