Проведение фестиваля под открытым небом («просто неба», open air) всегда небезопасно.
Так на открытии продюсер Катерина Мальцева благословляла небеса за хорошую погоду, НО во вторую ночь фестиваль накрыл дождь.
Притом, что играли мексиканцы, настоящие, живые, проделавшие
24-х часовой перелёт… И, фильм уже как будто подошёл к концу, но всё не
кончался и не кончался. Над мексиканцами пришлось открыть зонты. Все поспешно
разбегались. Стало ещё отчётливей видно, сколь слаженно работает команда
технического обеспечения, всё же Седьмой фест.
Однако вернёмся к музыке. Да, музыке. Вот говорят:
«Фестиваль немого кино», но ведь его существование обеспечивает музыка. А если
внимательно всмотреться в программку, то
становится видно, что это фестиваль немого кино И современной музыки. И она там
(на фестивале) была! Более того, если она оставалась незаметной, то это
свидетельствовало о точности попадания/сопровождения. Она «проявлялась», если
оказывалась неуместной. Такого, по счастью почти не было. Вспоминали,
безусловно, Юрия Кузнецова, как несомненного родоначальника и тонкого тапёра.
Нет, любопытно было вглядываться (или поглядывать?)
на музыкантов, как они напряжённо всматриваются в экран, как они
переглядываются между собой, меняя тему, ритм, вводя спецэффекты.
Теперь вернёмся на пирс, там было холодно! Там было
ОЧЕНЬ холодно! Ну почему жаркие дни были ДО того и обещают ПОСЛЕ? Зрительницы
героически кутались в шали, дрожали.
Программа на этот раз была посвящена ЖЕНЩИНАМ,
актрисам, их судьбам и роли в жизни общества. Почему-то в трёх фильмах двое
мужчин боролись за одну даму (нам бы так), нет, зато она была распрекрасной
Лилиан Гиш, Норой Беринг, ну и нашей Натальей Ужвий. Однако, сколь отличны были
их речи – благодарения за награждения за служение искусству кино (О!). За Оскар
за вклад в искусство кино 93-хлетней Лилиан Гиш было исполнено сарказма и
юмора, а Ужвий… (ну вы сами знаете, благодарение партии и народу, при ранее расстрелянном
муже, формальное).
Сами фильмы стоили претерпения холода! Особенно самый первый фильм «Тарас Трясыло», снятый здесь, у нас, на Одесской тогда Всеукраинской Фабрике кино. Я, лично, опознала большой бальный зал, но ещё по территории киностудии были сооружены серьёзные декорации: целые крепости, замки! (Ох!) Фильм был знаменит как самый дорогой на то время, с самой большой массовкой в 10 тысяч всадников, одетых в соответствии с эпохой, и то, и другое было создано самим Василем Кричевским. Ещё более интересен режиссёр – Пётр Чардынин, за якобы русским именем скрывался потомок крымско-татарских ханов Омэр. Он-таки ввёл татар в фильм, наряду с мерзопакостными поляками.
А ещё козаки Чардынина во многом были сошедшими с
полотна Ильи Репина, даже позы были те же! Нет, правда, это стоило посмотреть.
Хотя музыканты жаловались, что уж очень затянуты сцены со скаканием на лошадях,
вот скачут и скачут, скачут и скачут. Зато зрителям было не-тяжело
воспринимать.
Ой, нет, там ещё был САМ Амвросий Бучма! Увидеть
Бучму не на фото, а в игре оказалось полезным. Кстати, фильм был обнаружен
Любомыром Госейко во Французской синематеке под названием «Татары» в 1989 году.
Было жаль, что французские титры перекрыли английскими и украинскими, было бы
интересно почитать, как французам растолковывали в 1926 году кто такие
«казаки», что такое «шляхта» и, особенно, крымские татары.
Хотя акцент надо было сделать на Лилиан Гиш, чьё
лицо стало символом Седьмого фестиваля
«Нiмi нoчi» и отдельного рассказа достоин Иван Козленко, президент фестиваля,
эрудит, умница и одессит.
Автор: Ута Кильтер