Так «Лихие» или «Бравые» 90-ые?
Выставка в Музее современного искусства представила проект «Лихие 90-ые». Но для меня, как непосредственного участника арт-событий тех времён, они были всё же «Бравые».
Вначале о проекте, о том бравом времени, затем,
позже, в другой раз о самой выставке. Да-да, это всё же ПРОЕКТ, а не просто там
выставка. Во-первых, она заняла весь особняк музея на Белинского,5, весь;
забралась в подвальное пространство; ну и живопись в отдельно стоящем
помещении, - большая выставка.
Во-вторых, это – проект, поскольку было произведено
исследование, расследование: где, что происходило, кто участвовал, поиски афиш,
документов, видеозаписей.
Затем реконструкция, пуктуальнейшая, по сантиметрам.
ХОТЯ НИЧЕГО ИЗ ТОГО ВРЕМЕНИ не сохранилось/не достать, - нету! (Наблюдала, не
без сарказма и иронии, как г-н директор, Кантор Семён Борисович с линеечкой
промерял и выклеивал некие красные кружочки). Слышала, каково было добыть
старый-старый телевизор и многое другое.
Для инсталляции «Камыш» камыш где-то (интересно
где?) срезался, добывался, как и немецкая форма времён Второй мировой войны
(кажется, сапоги тоже).
Народу на открытие пришло изрядно, их встречали две
шеренги украинских солдат, которые воспроизводили акцию 1995 года Юли Депешмод
и Игоря Гусева «Братание».
Сумели прийти далеко не все участники, оставшихся в Одессе – маловато. Разъехались.
Жить с современного искусства невозможно. Кто в Киев, кто в Москву, а кто ещё
подале.
Со всеми ними координатор/куратор проекта Виктория
Великодоменко связывалась, уточняла и уточняла. НО, на то они и художники, что
«подзабыли», «не помнили», отвечали: «мне всё равно, я верю вам». Даже я, Уте
Кильтер, сохраняя полный архив, путалась: мы означали день, месяц, время, но не
год! Ведь мы же делали не для истории, а для того времени.
А время было живым, живейшим – свержение
коммунистических принципов бытия (ни больше, ни меньше!) и выстраивания
отношений с «буржуазными» принципами. Посему там представлены такие выставки
как «Супермаркет» (сплошное ехидство), «Art&Fact» - ироничен. В «Очищении»
же соседствует первостатейная живопись с документацией акции очищения…
Хотя, хотя преобладает тематика неких болезненных
аберраций и в фото, и в видеодокументации. Людям, помнящим те годы, они
представляются именно «Лихими», как первоначальное/дикое накопление капитала и
разграбления всего и вся. Но художники наконец-то получили СВОБОДУ творчества,
свободу самовыражения, дух захватывало от, казалось, открывшихся возможностей
войти в Новый мир, мир свободы и справедливости…
Н-да, о самой выставке в следующий раз, а это так,
преамбула.
Автор: Ута Кильтер