На фоне двух вернисажей, важных и интересных в ОДИН день, пусть и Всемирный день музеев, не затерялись ДВЕ инсталляции, значительно меньшего масштаба, но не менее любопытные: Жанны Дрыги и Андрея Ахтырского.
ДА! Это две выставки именно с инсталляциями, ещё точнее – две полноценные инсталляции. Напомню, что инсталляцией можно называть лишь пространство «стянутое», образованное группой объектов, выражающее некую идею. Точка.
Т.е. это –
трёхмерная композиция, созданная именно для данного пространства, которую можно
обойти, оказаться внутри и которая реорганизует пространство, образуя единое
целое (ещё не слишком сложно?), таким образом выражая некую идею. Именно
«стянуть пространство» в Одессе 2010-х никто доселе не брался. Я, как арт-критик,
рада тому. Наконец-то.
Жанна Дрыга
на «Чайной фабрике» сделала это с помощью агромаднейших яиц. При описании этого
австрийскому арт-критику, он воскликнул «Как Оксана Мась?», такой же была и моя
первая мысль. Но здесь всё же иное «site-specific» (специфическое место), плюс, ДАЖЕ, задействован пол, - он
«поплыл», закачался. Не пугайтесь, визуально. И сугубо наши пысанки по-иному
«запрацювали».
Андрей
Ахтырский как преподаватель Грековки обратил свой (и наш) взор на рамы. ПУСТЫЕ
рамы, которые зритель, соответственно, мог заполнять чем угодно, сообразно
своим вкусовым предпочтениям, - всё же инсталляция «в рамках и за» была
сооружена в Музее западного и восточного искусства. Хотя всё тот же арт-критик
(Herwig Hoeller)
больше цокал языком и прикрывал/таращил глаза при виде облупленных стен музея.
Инсталляция Ахтырского даже не ТРЁХмерна, но ещё и уходит в глубину, благодаря
зеркалам под гроздью рам. Некоторые к моменту посещения успели обвалиться, что
усугубило выразительность, придало ещё один аспект в понимании идеи.
Ах да, двумя значительными выставками во Всемирный день музеев было открытие в Художественном музее экспозиции Ивана Марчука и проекта «Лихие 90-ые» в Музее современного искусства Одессы.
Автор: Ута Кильтер