«2D2N» - это название фестиваля «2 Дня 2 Ночи новой музыки», ну а «Майстерня Бернхарда Вульфа» - соответственно мастер-класс Президента фестиваля.
С него и начнём. С мастер-класса. Профессор перкуссии Фрайбургской консерватории (Германия) показывал и рассказывал? в чём особенности и специфика перкуссионных инструментов. От масюсеньких звоночков, «веничка» до огромных барабанов. Объяснял, что в новейшей музыке они уже могут играть собственную роль (пьесы, произведения), а не только, как в традиционной музыке, служить для ударов, пусть и важных.
Затем подробно, очень подробно рассказывал о происхождении
и использовании в традиционных культурах. Но тут он, с моей точки зрения,
переусердствовал, уверяя, что все, ВСЕ перкуссионные пришли к нам из
экзотических стран.
У.К.: «Что, и наши цимбалы тоже азиатские? А барабаны?»
«Да…» И начинает повествовать где, в какой стране, цивилизации использовались,
с какой целью, при каких обстоятельствах. Про янычар, как они в поход
выступали. Тут, как мне представляется, в наличии анти-европоцентризм!
Но профессор Вульф уверяет, что отличие европейской классической
музыки -- в движении, развитии истории, эмоции, а задача перкуссии -- в
создании звуковой среды. Да, среда может разрастаться, развиваться, имеет
начало и конец – длительность, но звуковая среда обязана возникнуть.
Остановив свой взор на тарелках, Бернхард Вульф стал
пояснять, что вот, у нас они ровные, а в Оттоманской империи, откуда они к нам
пришли, края были загнуты кверху. И пришли с армией, с войной, там они
«упорядочивали» движения войск. А мы (европейцы) лишь отрезали край и литавры
превратили в музыкальный инструмент. Тут же завёл разговор про историю янычар =
кофе и оркестр. (У.К.: видимо по прошествии времени). Хотя вопросы идентичности
напоследок обозначил как не самые существенные, т.к. бОльше верит в
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ человека.
Напомню, что традиционно, уже 22 раза фестиваль открывает
(и завершает) ансамбль перкуссионистов Фрайбургской консерватории, в котором
вместе со студентами играет и их профессор. На этот раз это были две
миниатюрные барышни (одна из Южной Кореи, другая - японка) и классической
внешности норвежец.
Ничего нет
интереснее, нежели наблюдать за их пластикой и мимикой во время игры! Там есть
всё! (эмоции и мысль композитора + самого исполнителя по поводу, по ходу).
Нужен отдельный рассказ про пластическое действо: как японочка по огромному
барабану скользила ВСЕМ телом, как она его лихо перетаскивала с места на место,
как они прислушиваются к звучанию, убирают, добавляют громкость, нюансы.
Наблюдать как Торгрим Хальсе (Норвегия) считает такты. А на вопрос, на каком
языке, ибо между собой они общаются на немецком, признался, что НЕ знает, не
может ответить…
Я же вспомнила исторический эпизод, как во время первого
исполнения «Весны священной» Стравинского Вацлав Нижинский был вынужден стоять
за кулисами на табурете и громко считать, т.к. балерины не понимали, не
воспринимали музыку Стравинского как музыку.
Автор: Ута Кильер