«Кто мы есть? Куда идем?» – эти, едва ли не библейские, вопросы возникают при ознакомлении с одним только названием выставки Марии Мостовчук в Музее западного и восточного искусства.
Я знакома с Марией Мостовчук уже несколько лет, она – одна из двух человек в Одессе, с кем МОЖНО и хочется говорить на украинском. Она принципиально и последовательно (всегда и всюду) говорит только на украинском. И, кстати, может понарассказывать дюжину крайне нелицеприятных историй о «толерантности» нашего полиэтнического города.
Выставка же ее открывалась в уже ставшем знаменитым
«черном зале» Музея западного и восточного искусства, поскольку он идеально подходит к выставкам-проектам,
где работы обретают дополнительное напряжение. Особенно если это – социально ориентированное
искусство.
Хотя, на этот раз, якобы, лишь портреты. Портреты
плюс абстрактный фон, дающий, за-дающий настрой самой работе либо ее
восприятию.
«Ідентифікація: МИ» Марии Мостовчук по технике
исполнения отнюдь не новейшее искусство, но искусство АКТУАЛЬНОЕ, тут есть
цель: вытащить = выразить это наше украинское «я», украинское наше «мы».
Мне повезло, мне повезло изначально, я была ЛИЧНО
знакома с Марией, других она разыскивала; тех, кто внес свой вклад в дело
обновления нашей страны. Друзья приводили друзей… число множилось. Работа
длилась больше двух лет. Количество дубль-портретов множилось. Но на 33-х нужно
было остановиться, подвести черту.
В число изображенных вошли журналисты, волонтеры,
политические активисты, майдановцы, бойцы АТО и социально обеспокоенные
граждане Украины.
На открытии зал был переполнен! И это в 3 часа дня,
хотя не все из 33-х могли прийти. «Бо тут ПОДІЯ» -- это открытие стало
событием, вы понимаете? Не вернисажем, но «подією»!
Любопытно, что портретируемые – люди разных
специальностей, разного возраста. И каждый написал некую историю о своїм
вхождении в актуальность жизни страны.
Ибо художница видит цель, чтоб каждый живущий здесь
ощущал, СТАЛ гражданином Украины, мог сказать: «Я – это Украина!». Чтоб
самоидентификация наконец-то завершилась и мы пошли дальше, к цивилизованному
обществу.
Минимальным тиражом был выпущен каталожек, в котором
экспликация автора и все 33 портрета + тексты каждого. Побольше, поменьше, но
все они приватные, все они содержат истории, которые имеют социальное звучание.
И, безусловно, нашлись люди, которые взялись
помогать: с организацией, с тем же
каталогом. «Бо це ж «Ідентифікація: МИ».
Автор: Ута Кильтер