Фестиваль «Німі ночі», которые организовывает и проводит Национальный центр Олександра Довженко, показывает, соответственно, немое кино. И уже шестой раз! На причале яхт-клуба Одесского морвокзала зрители, обдуваемые морским бризом, знакомятся с классикой
Фестиваль «Німі ночі», которые организовывает и проводит Национальный центр Олександра Довженко, показывает, соответственно, немое кино. И уже шестой раз! На причале яхт-клуба Одесского морвокзала зрители, обдуваемые морским бризом, знакомятся с классикой немого кино.
Некоторые ждут это событие, некоторые даже специально приезжают; включая музыкантов. Хотя сами фильмы в своём большинстве... (сомнительны?) Ибо они либо образцы коммунистической пропаганды, либо эдакой наивной-принаивной чувственности. Хотя их гипертрофированная чувственность даже до эротики не дотягивает, зато пропаганда – отвратительна, ибо уж точно гипертрофированна – плакатна (чтоб не сказать тупая, наглая и АБСОЛЮТНО лживая).
НО, музыка, сопровождение – вживую – всё оправдывает! Замечательно подобранные аккомпаниаторы, причём всегда! Вот и в этот раз дивные группы из Белоруссии и Чехии были на высоте: точность попадания, рождение музыкальной канвы прямо при тебе впечатляют, впечатляют. Феномен, единое действо. Хорошо, нет, превосходно.
Пишу, извините, только о первом дне, т.к. «в мене трапився «напад», втратила свідомість, все ж хвороба, вибачте.
Хотя начать следовало бы с лица фестиваля, - красотка, a la наша Вера Холодная, но чешка – Ита Рина. В фильме «Эротикон», а он достаточно длинный, всего лишь поцелуи. Зато ПРИБЛИЖЕНИЕ к акту поцелуя, о! Длится и длится, нагнетая атмосферу; что замечательно передано музыкальной канвой группы «Forma». Наличие чехов на фестивале и в Украине радует, в отличие от поляков они держатся (страна) дистанцированно.
Порадовало, что молодые музыканты по-русски не говорят и не понимают, - он им уже НЕ нужен. Зато белорусские музыканты свободно говорят, но и дают интервью на русском И белорусском (и всё понятно! Ура!). Их участие профинансировал Польский Институт! «Rel1ikt» работал на смеси фолка, альтернативного и пост-рока. Кстати, я, лично, впервые повидала живых белорусов. Правда, никогда доселе не приходилось встречать белорусов из самой Белоруси.
Хм, должна признаться, что стала припоминать, что же мы/я о них знаем? Плохо, практически ничего, а ведь они – наши соседи. О турках знаем гораздо больше. Сам фильм «В огне рождённая» – отвратителен, пробольшевисткий, примитивный донельзи, плакатность чрезмерная. Даже смеяться не получается. Там комунисты – спасители, ангелы, праведники. Ходульные схемы, зато монтаж динамичный, фильм – экспрессивный.
В этом фильме крестьянин, кстати, вполне себе такой интеллигентной внешности, обращаясь к командиру Добровольческой армии, говорит с напряжённым лицом: «Просим панов не отбирать землю, что большевики нам раздали!» (О! У! Брехня, - всё наоборот! Это ж надо! Они и сейчас этим занимаются вовсю!). А ещё в 1929 году мужчины были не только поджарыми, но даже худыми! Забавным был призыв: «Перекуём штыки на лопаты!» и иллюстрация этого. Музыканты даже пристроили туда мотив «Время вперёд!», все захихикали.
Хихикали и когда во время показа чего-то из подборки «Мультагитпроп», такие себе движущиеся агитплакаты, стала швартоваться яхта с ОЧЕНЬ громким звучанием пошлых, русских, таких себе шлягеров.
Но НЕПОНЯТНОЙ осталась критика директора фестиваля, безусловного интеллектуала, патриота нашей страны - Ивана Козленко декоммунизации страны (?!), хотя он и оговаривался, что фильмы - «окрема річ, частина історії країни», понятно, что он – директор центра Довженко, где, собственно, и собраны подобные фильмы. Но как-то это звучало странно, несвоевременно; многими понимаемо опять-таки прямолинейно... Хорошо, что он накануне читал лекцию «Антигламур авангарда», как всегда информационно насыщенную, наполненную та-а-акими себе подробностями, деталями, описаниями и анализом (всё же Иван - «знавець»!).
Однако, фестиваль «Німі ночі» сам по себе познавателен, многоаспектен и, потом, музыка. Да, музыка, которая уже и не «сопровождение».
А лицо красавицы Иты Рины – просто незабываемо, как и сам фестиваль – истинное культурное СОБЫТИЕ в жизни нашего города. Настроение и самочувствие (послевкусие) осталось дивным.
Автор: Ута Кильтер