Александр Топилов — яркая творческая единица Одессы, журналист, музыкант, писатель. Ведя личный блог, Александр доказал, что интернет может завести куда угодно, даже на тропу популярности.
Говорим с Топиловым о том о сем, легко и непринужденно общаясь о музыке, андеграунде, субкультурах, куске мяса, сидящем внутри каждого писателя, и многом другом.
В
детстве мечтал стать никем
В детстве
меня спросили о том, кем я мечтаю стать в будущем. Я ответил, что хочу стать
солдатом. Просто как-то увидел иллюстрированную книжку, где были нарисованы
солдаты. На листе бумаги я даже нарисовал этого солдата. Ответил наугад.
Уже тогда понял, что никем не хочу стать, и вообще отстаньте от меня с подобными вопросами. В еще более раннем детстве я как-то поинтересовался у мамы, есть ли такая работа, чтобы просто читать книги и получать за это деньги.
В детстве было много друзей, близких и не очень. С
одним из них мы активно дружили, играли в футбол. С ним мы общались до
известных событий, после чего он уехал в Москву. Мы регулярно встречаемся,
проводим время. Последние телефонные звонки были с вопросами: « Как там бандеровцы?
Не разгромили еще Одессу?» После этого
мы не виделись…
С детства люблю юмор. Не думаю, что чувство юмора
можно воспитать в себе или оно как-то прививается. Это или есть или нет. Это может идти из семьи, в которой растешь. Слышишь
дружеские шутки, подколки, впитываешь
это в себя и понимаешь, что юмор – это
способ взаимодействия с социумом.
Панки, хиппи, металлисты и художники
В юности я не был участником субкультур. В начале
90-х попал в одесскую андеграундную тусовку, это было кафе «Зося». Рядом –
музыкальное училище, консерватория, художественное училище (Грековка).
Собирались попить чего-то, лясы поточить.
15-летний
я там оказался. Попав в тусовку, я увидел хиппи, панков,
металлистов. Со всеми перезнакомился, переобщался.
Были люди около субкультуры, которые в
нее не входили. Это художники,
музыканты, просто творческие люди. Вот они мне нравились больше всего, и
общаться с ними было очень интересно.
Эти люди не говорили фраз: « Я хиппи
и мой удел скитаться по миру» или « Я – панк, поэтому от меня воняет». Я общался с
интересными неординарными людьми, которые проявлялись в тот момент, когда
начинали говорить.
Не думаю, что современная неформальная молодежь имеет четкий протест.
Сегодня протестуют, скорее, интеллигентные люди с определенной социальной позицией, нежели субкультурная молодежь.
Именно на таких
людях зиждется общественный
социальный протест против властей,
несправедливости. Раньше
неформалы протестовали против государства. Сегодня они в стороне. Но субкультуры нужны, они создают приятную
многогранную картинку города. И это хорошо.
Музыка,
как еда – важно понимать, что ешь
Хороший музыкальный вкус – это очень важно! К примеру, вы с детства гуляете по
старинным улицам Одессы и на подсознательном уровне впитываете это
красоту. Формируется определенный
эстетический базис. Я родился в семье
меломана, где было много виниловых пластинок. Я не знаю, можно ли
привить хороший музыкальный вкус, но мне
с этим повезло. Мне кажется, что большая
часть моей личности основана на хорошей музыке и хороших книжках. А вот музыкальная всеядность – штука двоякая.
Во-первых, меломан слушает много всего и если меня спросят о предпочтениях, то я потеряюсь. Сегодня — фанк, завтра – панк, а потом – джаз,
потом – авангард и так далее.
Не это ли есть всеядность?
Масс-медиа навязывает нам однобокость, банальность. Современные радиостанции предлагают нам всего несколько форматов: шансон, рок, поп. Как правило, крутят одни и те же песни, которые всем надоели. Это скучно!
Про
фриков, особенно про Уту Кильтер
Про Уту я не только упомянул в своем сборнике, а
посвятил ей целый рассказ. Ута Кильтер снималась у Киры Муратовой в целой куче сцен и фильмов. Я уже молчу про
то, что Ута вытаскивает культуру города.
Такие люди нужны городу, это его часть.
Мой любимый музыкант — Фрэнк Заппа. Участники его группы The Mothers of Invention
считались адскими фриками и сейчас в лос-анджелесский район Лорел Каньон водят настоящие экскурсии. А вообще фрики – это нестандартное явление, это
авангард. Общество нуждается в них.
Творческий
поиск завел даже в кино…
Это очень интересный проект и он продолжается. Есть у меня друг, Рома Ткаченко. Мы
общались, проводили время и те истории,
которые я ему рассказывал, он про себя визуализировал. Потом предложил сделать что-то интересное. Я с осторожностью отнесся к этому предложению, так как кино – всепоглощающий процесс, требующий финансовых и
энергетических затрат. Это не просто
написал текст, через час выкинул в интернет и у тебя уже 500 лайков. Я подумал и решил попробовать. Мы вышли на уровень лоу-фай арта , когда при минимальных
затратах достигается максимальный эффект. Это очень интересно, это интересно не только нам, но и некоторым
людям. Останавливаться не собираемся.
Если
надо срочно творить, а не хочется…
Если у вас
дедлайн, сроки горят, а текст все еще не готов, то надо себя заставлять. Что же
поделать! Вдохновение – штука эфемерная.
До того, как я стал серьезно заниматься творчеством, не верил в
существование вдохновения. Возьмем, к примеру, кино. Очень сложный механический
процесс, куча сложных заданий. Только
час надо свет выставлять. Потом опля! И
за минуту сняли сцену.
Когда
пишешь тексты, то бывает, как накатит. Эх, сейчас как напишу!
И, действительно, садишься и творишь. А бывает такое, что не пишется ничего. Как с этим работать? Текст
можно написать и через силу, это зависит
от уровня профессионализма. И плох тот
автор, который не умеет работать без
вдохновения. Я филолог по образованию и
хорошо знаком с логосом, могу писать тексты
без посещения музы. Но уходит
изюминка. Слишком много работы над
текстом, исчезает экспрессия. Хлобысь – и выкладываешь кусок мяса из себя.
Это как бифштекс без крови.
Все
вот это вот
Сборник моих рассказов «Все вот это вот» выпустило
издательство Stellar. На протяжении
нескольких лет я писал тексты, появилась
потребность вывалить, наконец, этот кусок
мяса. Писал не для книги, поэтому лексикон
частенько уличный. Мы остановились на
тех текстах, которые так или иначе связаны с Одессой. Я не то чтобы знакомлю людей с городом и
пытаюсь быть социально значимым, просто
описываю интересных людей, рассказываю истории.
Мне кажется, что это интересно не только мне, но и другим людям!
Беседовала Татьяна Андреенкова
Фото, видео: Андрей Володько