Вдохновение приходит и уходит, а работать нужно всегда

29.03.2016

Александр Топилов — яркая творческая единица Одессы, журналист, музыкант, писатель. Ведя личный блог, Александр доказал, что интернет может завести куда угодно, даже на тропу популярности.

Говорим с Топиловым о том о сем, легко и непринужденно общаясь о музыке, андеграунде, субкультурах, куске мяса, сидящем внутри каждого писателя, и многом другом.


В детстве мечтал стать никем

В детстве меня спросили о том, кем я мечтаю стать в будущем. Я ответил, что хочу стать солдатом. Просто как-то увидел иллюстрированную книжку, где были нарисованы солдаты. На листе бумаги я даже нарисовал этого солдата. Ответил наугад.

Уже тогда понял, что никем не хочу стать, и вообще отстаньте от меня с подобными вопросами. В еще более раннем детстве я как-то поинтересовался у мамы, есть ли такая работа, чтобы просто читать книги и получать за это деньги.

В детстве было много друзей, близких и не очень. С одним из них мы активно дружили, играли в футбол. С ним мы общались до известных событий, после чего он уехал в Москву. Мы регулярно встречаемся, проводим время. Последние телефонные звонки были с вопросами: « Как там бандеровцы? Не разгромили еще Одессу?» После этого мы не виделись…

С детства люблю юмор. Не думаю, что чувство юмора можно воспитать в себе или оно как-то прививается. Это или есть или нет. Это может идти из семьи, в которой растешь. Слышишь дружеские шутки, подколки, впитываешь это в себя и понимаешь, что юмор – это способ взаимодействия с социумом.

Панки, хиппи, металлисты и художники

В юности я не был участником субкультур. В начале 90-х попал в одесскую андеграундную тусовку, это было кафе «Зося». Рядом – музыкальное училище, консерватория, художественное училище (Грековка). Собирались попить чего-то, лясы поточить.

15-летний я там оказался. Попав в тусовку, я увидел хиппи, панков, металлистов. Со всеми перезнакомился, переобщался. Были люди около субкультуры, которые в нее не входили. Это художники, музыканты, просто творческие люди. Вот они мне нравились больше всего, и общаться с ними было очень интересно. Эти люди не говорили фраз: « Я хиппи и мой удел скитаться по миру» или « Я – панк, поэтому от меня воняет». Я общался с интересными неординарными людьми, которые проявлялись в тот момент, когда начинали говорить.

Не думаю, что современная неформальная молодежь имеет четкий протест.

Сегодня протестуют, скорее, интеллигентные люди с определенной социальной позицией, нежели субкультурная молодежь.

Именно на таких людях зиждется общественный социальный протест против властей, несправедливости. Раньше неформалы протестовали против государства. Сегодня они в стороне. Но субкультуры нужны, они создают приятную многогранную картинку города. И это хорошо.

Музыка, как еда – важно понимать, что ешь

Хороший музыкальный вкус – это очень важно! К примеру, вы с детства гуляете по старинным улицам Одессы и на подсознательном уровне впитываете это красоту. Формируется определенный эстетический базис. Я родился в семье меломана, где было много виниловых пластинок. Я не знаю, можно ли привить хороший музыкальный вкус, но мне с этим повезло. Мне кажется, что большая часть моей личности основана на хорошей музыке и хороших книжках. А вот музыкальная всеядность – штука двоякая. Во-первых, меломан слушает много всего и если меня спросят о предпочтениях, то я потеряюсь. Сегодня — фанк, завтра – панк, а потом – джаз, потом – авангард и так далее. Не это ли есть всеядность?

Масс-медиа навязывает нам однобокость, банальность. Современные радиостанции предлагают нам всего несколько форматов: шансон, рок, поп. Как правило, крутят одни и те же песни, которые всем надоели. Это скучно!

Про фриков, особенно про Уту Кильтер

Про Уту я не только упомянул в своем сборнике, а посвятил ей целый рассказ. Ута Кильтер снималась у Киры Муратовой в целой куче сцен и фильмов. Я уже молчу про то, что Ута вытаскивает культуру города. Такие люди нужны городу, это его часть.

Мой любимый музыкант — Фрэнк Заппа. Участники его группы The Mothers of Invention считались адскими фриками и сейчас в лос-анджелесский район Лорел Каньон водят настоящие экскурсии. А вообще фрики – это нестандартное явление, это авангард. Общество нуждается в них.

Творческий поиск завел даже в кино…

Это очень интересный проект и он продолжается. Есть у меня друг, Рома Ткаченко. Мы общались, проводили время и те истории, которые я ему рассказывал, он про себя визуализировал. Потом предложил сделать что-то интересное. Я с осторожностью отнесся к этому предложению, так как кино – всепоглощающий процесс, требующий финансовых и энергетических затрат. Это не просто написал текст, через час выкинул в интернет и у тебя уже 500 лайков. Я подумал и решил попробовать. Мы вышли на уровень лоу-фай арта , когда при минимальных затратах достигается максимальный эффект. Это очень интересно, это интересно не только нам, но и некоторым людям. Останавливаться не собираемся.

Если надо срочно творить, а не хочется…

Если у вас дедлайн, сроки горят, а текст все еще не готов, то надо себя заставлять. Что же поделать! Вдохновение – штука эфемерная. До того, как я стал серьезно заниматься творчеством, не верил в существование вдохновения. Возьмем, к примеру, кино. Очень сложный механический процесс, куча сложных заданий. Только час надо свет выставлять. Потом опля! И за минуту сняли сцену.

Когда пишешь тексты, то бывает, как накатит. Эх, сейчас как напишу!

И, действительно, садишься и творишь. А бывает такое, что не пишется ничего. Как с этим работать? Текст можно написать и через силу, это зависит от уровня профессионализма. И плох тот автор, который не умеет работать без вдохновения. Я филолог по образованию и хорошо знаком с логосом, могу писать тексты без посещения музы. Но уходит изюминка. Слишком много работы над текстом, исчезает экспрессия. Хлобысь – и выкладываешь кусок мяса из себя. Это как бифштекс без крови.

Все вот это вот

Сборник моих рассказов «Все вот это вот» выпустило издательство Stellar. На протяжении нескольких лет я писал тексты, появилась потребность вывалить, наконец, этот кусок мяса. Писал не для книги, поэтому лексикон частенько уличный. Мы остановились на тех текстах, которые так или иначе связаны с Одессой. Я не то чтобы знакомлю людей с городом и пытаюсь быть социально значимым, просто описываю интересных людей, рассказываю истории. Мне кажется, что это интересно не только мне, но и другим людям!

Беседовала Татьяна Андреенкова

Фото, видео: Андрей Володько


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Татьяна Андреенкова

Журналист

Социолог, журналист, копирайтер. Занималась исследованием молодежных субкультур Украины, изучая их жизнь и традиции. Автор публикаций в научных и периодических изданиях. Пишет о молодежи, культуре Одессы, религии, музыке, потребительском поведении, рекламе и многом другом.


Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...