Предлагаем вашему вниманию блиц-интервью с руководителями одесских театров. Материал посвящен Международному дню театра.
Что такое кризис в театре?
Александр
Евгеньевич Копайгора, директор Одесского
академического русского драматического театра:
--В театре всегда существует кризис. По своей
природе театр имеет судьбу. Это карма театра! Каждый театр обязательно имеет
свои взлеты и падения. Кризис, который происходит вне театра, не имеет
значения, главное, чтобы не было кризиса в душах творческого коллектива. В театрах меняются руководители, режиссеры. Бывают счастливые и несчастливые периоды. Дай Бог,
чтобы такие неблагоприятные периоды были короткими. Когда театр выплывает из проблем и живет
дальше, появляется надежда на то, что будет какой-то внешний толчок,
переосмысление, переоценка ценностей. Все зависит от самого театра. Какой
репертуар? Что делает коллектив? Как работает со зрителем?
Заслуженный
работник культуры Украины, директор
Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.
Василько Прокопенко Валентина Михайловна:
--Кризис в театре напрямую связан с общим кризисом.
Что касается нашего театра, то кризис мы
побеждаем творческими достижениями. К сожалению, помощи ждать не
приходится, так как в данный момент мы переживаем очень сложные времена. В этот непростой период мы говорим с
обществом языком спектаклей и нашими
сердцами. Чтобы не отчаиваться, нужно
обладать силой духа, которая есть у нашего коллектива.
Редько Елена Григорьевна, заслуженный работник культуры Украины, директор Одесского академического театра музыкальной комедии им. Михаила Водяного:
В театре пережить кризис намного легче, чем в других областях. Потому что в театре нет ничего невозможно. Есть только затруднительное положение. Театр – это условность, которая дает большие возможности для творчества, для выхода из сложных жизненных ситуаций. Театр многое дает нам и окружающим нас людям.
В
чем особенность именного вашего театра?
Заслуженный
работник культуры Украины, директор
Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.
Василько Прокопенко Валентина Михайловна:
Украинский театр в русскоязычной Одессе – это
главная особенность. Украинский театр в Украине – это также важное
отличие. Меня спрашивают часто о том, на
каком языке проходят спектакли. Я
отвечаю, что живем мы в Украине и работаем на украинском языке. Те, кто
приходят сюда с нелюбовью к украинскому языку, остаются поклонниками театра на
долгие годы. И, наверное, в этом наша сила.
Редько Елена Григорьевна, заслуженный
работник культуры Украины, директор Одесского академического театра музыкальной
комедии им. Михаила Водяного:
Наш театр музыкальный в первую очередь. Он очень
разножанровый. Есть и мюзиклы, рок-оперы, классическая оперетта, музыкальные
комедии. Люди, обладающие разными музыкальными вкусами, могут найти себе что-то по душе. Наш театр
всегда был первооткрывателем в жанре. Очень много произведений мы ставим
впервые на одесской сцене. В постсоветском пространстве всего 16 театров нашего
жанра.
Александр
Евгеньевич Копайгора, директор Одесского
академического русского драматического театра:
--На сегодняшний день наш театр – не самый последний.
Мы уже находимся на другом уровне, в другом измерении. Мы объездили многие
страны и собирали там полные залы. Хотелось бы, что бы и в Одессе так
происходило. Но не подумайте, что мы жалуемся на зрителя. К нам зритель ходит,
и мы искренне любим его, умеем с ним работать. Но наш коллектив всегда мечтал о полных залах. Ведь театр –
это особая субстанция. Когда ты сопереживаешь на сцене актеру, не знаешь исхода
события и задумки автора, то приобретаешь ценный духовный опыт.
Почему
стоит оторваться от мониторов и пойти на театральную постановку?
Редько Елена Григорьевна, заслуженный
работник культуры Украины, директор Одесского академического театра музыкальной
комедии им. Михаила Водяного:
Театр дает возможность отключиться от повседневности
и забыть о бытовых заботах. Он дает другую пищу уму, возможность думать,
способность сопоставлять. Это как математика, которая развивает ум и дает ему пищу. Я советую
всегда не пренебрегать занятиями математики – она развивает мышление. Тоже
самое касается и театра.
Александр
Евгеньевич Копайгора, директор Одесского
академического русского драматического театра:
--Я не читаю пьесы на компьютерных мониторах. Это
неудобно. Я получаю информацию из интернета, но не особо люблю этот метод.
Почему? Потому что часто, прочитав что-то, хочешь вернуться назад, что-то
перечитать и осмыслить, почему произошло то или иное событие. В электронном
варианте это неинтересно. Гораздо
приятнее, когда у тебя на руках живой текст.
Приходя на серьезный спектакль и посмотрев его, часто люди стремятся
прочитать то произведение, по мотивам которого была постановка. Посмотрев несколько спектаклей, часто у наших
юных зрителей возникает желание пойти в отцовскую библиотеку, если таковая
есть, и снять с полки ту книгу, на основе которой был организован
спектакль. Это и есть та причина, по
которой люди отрываются от мониторов и идут в театр. На мониторе все это
мертвое, статичное. Только в театре можно встретить живые эмоции, общение. И
когда зритель понимает, что актер переживает, плачет, смеется по-настоящему, то
разница становится очевидной. Если зритель, сидя на спектакле «Вий», видит, как летит панночка до 4-го ряда, то он
понимает, что эта завихрень касается и его лично. Вы живете и переживаете
вместе с героями спектакля. Когда
приходит это ощущение, хочется вновь и вновь ходить в театр.
Очень часто бывало так, что юные зрители взрослели и
потом уже приходили в театр со своими детьми. В свое время мы создали интересный
проект – уроки искусств. 12 лет вели эту программу. Детям младших классов мы
показывали сказки, средним классам
предлагали к прочтению произведение
«Вождь краснокожих» О. Генри и наподобие
этого, а старшеклассники читали более серьезные вещи – Пушкина, Чехова.
Заслуженный
работник культуры Украины, директор
Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.
Василько Прокопенко Валентина Михайловна:
—
Сегодня популярна мысль о том, что молодежь легче развратить, нежели воспитать.
Так вот мы считаем, что современная
молодежь воспитана на безвкусице, ширпотребе массовой культуры, ночных
клубах. Приведу пример из жизни. Недавно
отдыхала в ресторане и познакомилась там с группой молодых девушек. Они про
театр ничего не знают и не бывали там. Но популярные попсовые песни им хорошо
известны. Я стараюсь рассказывать о
театре людям, это моя главная миссия. Я поняла, что этими детьми надо серьезно
заниматься с ранних лет. Я говорю
родителям: ведите детей в кукольный театр, потом вы придете к нам!
Как
меняется человек, который начинает регулярно ходить в театр?
Александр
Евгеньевич Копайгора, директор Одесского
академического русского драматического театра:
--Есть такой интересный проект
« ГОЛД МЕДИА ГРУПП». Это лаборатория ораторского мастерства. Каждый раз, когда происходит набор новой
группы, я выражаю пожелания слушателям лаборатории. Кроме умения красиво и
правильно говорить, мы учим элементам эстетики. Мы говорим о том, что в театр
принято приходить в нарядной одежде. Мы
сообщаем о том, что зрительный зал
неприлично посещать в верхней одежде, минуя гардероб. У нас тепло, есть
прекрасный кондиционер. Это принципы, которые мы стремимся привить молодежи.
Это очень явно проскакивает среди школьников, к сожалению. Театр – это праздник, куда нужно наряжаться. Тут
нужны красивые вечерние платья, костюмы, элегантная обувь. В былые времена, не
такие уж далекие от нас, посетители
приходили со сменной обувью. Это было нормой. Если у нас есть возможность
поговорить со своими зрителями, то мы говорим о том, что будем счастливы видеть
их в нарядном виде.
Действительно, есть на что посмотреть! Недавно у нас
вышла постановка: «Скрипач и красавица».
Это украино-израильский проект, в
котором принимает участие известная
актриса Лена Ященко и один из лучших скрипачей Израиля, руководитель
Израильского филармонического оркестра "Виртуозы Тель-Авива"
Александр Поволоцкий. Большой успех у
зрителя имел спектакль «Наполеон и Джозефина».
Многие спектакли идут годами и не теряют своей актуальности.
Заслуженный
работник культуры Украины, директор
Одесского академического украинского музыкально-драматического театра им. В.
Василько Прокопенко Валентина Михайловна:
Если он попадает в хороший театр, то он меняется в
лучшую сторону. Если попал в плохой –
значит, у него дурной вкус… А кто определяет вкус? Это люди, которые получили
серьезное образование, читали книги, ходили в театры. Это люди, которые не
сидели бесконечно за компьютером, а
ночью пропадали в клубах. Интеллигентных, образованных людей сейчас немало. И
если они занимаются театром, то зрители начинают думать о важных вещах: о
смысле жизни, отношениях. В хороший театр
приходят также посмеяться, и этот
юмор светлый, добрый и непошлый. В
театре можно найти ответы на личные вопросы, посмотреть разные семейные
сцены. В нашем театре можно увидеть все
– от классики до осовремененных мировых постановок. У нас можно увидеть спектакль
«Семейные сцены» по одноименной пьесе одесского драматурга Анны Яблонской.
Тяжелый спектакль, проблемный, который
показывает человеческие взаимоотношения,
тяготы войны и многие другие вещи. Театр изменяет мышление человека, но
нужно хотеть его поменять! Если произведение его тронуло – он будет
думать. После спектакля он захочет
почитать У. Шекспира, вернуться к Н.В. Гоголю,
увлечься И.Франко…
Театр – это
отличный метод воспитания. Сам человек к этому не придет, его надо к этому
привести. Для этого нужны поводыри, и не слепые, а зрячие!
Редько Елена Григорьевна, заслуженный
работник культуры Украины, директор Одесского академического театра музыкальной
комедии им. Михаила Водяного:
Человек, который часто посещает театр, легко
воспринимает действительность и
оптимистично смотрит на мир. Свет в конце тоннеля будет гораздо ярче.
Коллектив сайта b2bi.od.ua поздравляет всех с
Международным днем театра и призывает
одесситов оторваться от повседневной суеты, хлопотных дел и мыслей. Отдохните в
театре! Подумайте в театре! Изменитесь в театре! Освободите себя для театра —
места, полезного для тела, души и
духа.
Беседовала Татьяна Андреенкова
Фото, видео: Андрей Володько.