Выставка «Портреты черно-белой истории» в МСИО
Началось все с хорошей такой
интриги: ставшая уже фактически канонической фотография едва ли не
культовой «Заборной выставки» создана Ильей Гершбергом! Ну, вы же
помните: «Сычик+Хрущик». Илья Гершберг!!! И никто иной!
Ныне этот малоизвестный одесситам и в прошлом, говорят, «державшийся в тени», автор живет в Израиле И ИМЕЕТ изрядный архив «тех» (читай: легендарных) времен. Более того, он прицельно запечатлевал всех художников-нонконформистов. Что оказалось сущей правдой. Более того, он согласился на предоставление негативов, а Израильский культурный центр в Одессе профинансировал этот проект.
И вот встреча с самими собой уже изрядно постаревшими художниками состоялась в Музее современного искусства. Нет, неправда, Евгений Рахманин совершенно НЕ постарел. Собравшиеся ходили посреди своих собственных фотодокументов и приговаривали: «Как молоды мы были… Как молоды мы были…». Фотографии действительно передают общее настроение оптимизма и свежести молодости.
Инициатором выставки, на деле, был Евгений Голубовский, который все отменно помнит: и самого Гершберга, да и всех – ВСЕХ – участников тех событий. Впрочем, как и супруга его, как Феликс Кохрихт, Вера Яновна (культовая особа, сотрудница означенного музея) взволнованно стала мне исповедоваться о своей влюбленности в Александра Стрельникова. А он впрямь импозантен на фото. Но Люсьен Дюльфан оказался именно таким, как о нем сказывают! (О! Даже и не художник, но сразу artist!)
Я лично впервые увидела «словно живые» лица многих художников, работы которых вошли в «скарбницю сучасного українського мистецтва». Зато иных – вдруг – увидела молодыми, а не классиками. А вот совсем молодых посетителей удивляло, что лица художников тех времен отмечены интеллектом.
Странно, но скорби по ушедшей молодости никто не проявлял.
Хотя-хотя, людям вне знания современного искусства Одессы, похоже, больше интересен будет маленький зальчик в самом музее. Документалистика 60-х. Положим, «двориками» нас уже НЕ удивить, но фото парадов! О! Особенно то, где изображение человека с ярко сионистскими чертами лица запечатлено на фоне куполов собора, а слева, совсем рядом лицо (извините, образ) вождя пролетариата. И все три символические отображения НЕ сливаются в единое целое, не сосуществуют, но «составлены», что ли. Не мирное и не единение, а фальшь и ложь.
P.s. Mожно затем сопоставить «Облики художников» с их же работами на выставке в галерее «NT-art».