Совсем небольшая, на один небольшой зальчик, выставка в Музее современного искусства посвящена памяти Мирослава Кульчицкого.
Приурочена она годовщине гибели (внезапной смерти от сердечного приступа) художника и куратора. За свои 35 лет он сумел получить полноценное экономическое образование, создать более 40 видео и мультимедиа работ (причем, большинство ЗА границей). Кульчицкий проявил себя как куратор и даже некоторое время был директором Центра «Soros-Odessa».
Хотя основной его заслугой считается то, что МСИО
(Музей современного искусства Одессы) наконец-то занялся современным
искусством, а не простой музеефикацией.
В нынешней выставке особо выделяются работы
«Живопись Лейси» -- крайне неприятные, посвященные руке серийного убийцы Лейси,
пришитой художнику. Это разработка темы руки, управляющей человеком.
Другая работа – видео «Бедная Лиза» (название,
застрявшее в памяти еще со времен Карамзина!), там под мрачный саундтрек
наслаиваются сцены из фильмов С Элизабет Тейлор и ОБ Элизабет Тейлор.
Но были у Кульчицкого в союзе с Вадимом Чекорским и
работы социально ориентированные. Как, к примеру, их первая инсталляция
«Сталинград под Берлином», которая предлагала пересмотреть тему жертвенности,
ненужной жестокости войны.
Повторюсь: дирекция МСИО уже пришла к пониманию
того, что необходим поворот к новейшему искусству. Но именно благодаря личности
Мирослава Кульчицкого этот поворот произошел.
Вот что поведал директор МСИО Семен Кантор: «Меня
поразило его C/V, участие в серьезных проектах, уважаемых институциях. Мирослав
излагал свое понимание тактично и планомерно. Ему не был присущ чуждый мне
сарказм, но тонкое чувство иронии. Он в редких случаях использовал выражение
«Тончак», как высшую степень похвалы. Это именно Кульчицкий обратил мое
внимание на одесский концептуализм».
Автор: Ута Кильтер