Выставка из 5 (пяти) работ Михаила Ковальского стала отменным поводом художникам, знававшим его и только слышавших о нем, предоставить и свои работы a la Ковальский в Арт-гостиную Лингвистического центра.
Существует определение подлинного художника. Это -- не только и не столько тот, кто мАстерски владеет кистью/карандашом либо резцом, но тот, вокруг имени которого множатся истории, рассказы и россказни, и даже мифы. А потому Михаил Ковальский и есть истинный художник.
Один из мифов гласит, что он сел на велосипед и
укатил на «историческую родину» (то бишь Польшу). Другой миф утверждает, что
пан Ковальский обосновался во Франции, в Ницце.
Последнее подтверждают Оксана и Эдуард Деньга,
которым художник звонит раз в год из Ниццы. Супруги Деньга предоставили 5 работ
для выставки в Арт-гостиной Лингвистического центра, что на Маразлиевской.
НО, заслышав о Михаиле Ковальском, сбежались другие
художники со своими работами и СВОИМИ рассказами, тем самым утверждая миф о
Ковальском:
- что диплом на графическом факультете пединститута
он защитил по начертательной геометрии;
- что имел «умные руки» -- мог починить любой
велосипед, собрать из обломков радио, причем такое, что позволяло слушать в
советские времена «вражеские голоса»;
- мог починить любой агрегат. Однокурсник Евгений
Годенко рассказывал о том, что Ковальский восстановил немецкий дореволюционный
ткацкий станок и тот работал.
А Евгений Голубенко повествовал о Ковальском как
волейболисте и, ОДНОВРЕМЕННО, способности, как Параджанов, увидеть на свалке
что-то интересное, чтоб затем создать объект еще более любопытный. Как, к
примеру, жуки на циферблате и ржавом почтовом ящике. Или сеть, накинутая на
изображение то ли моря, то ли неба.
Кстати, и кистью владел неплохо.А был сибаритом, космополитом и интеллектуалом, т.е. превосходным представителем той Одессы, о которой нынче лишь вспоминают.
Так выглядел пан Ковальский 15 лет тому назад
Маска Ковальского, созданная Евегением Годенко
Объект Александра Лисовского в стилистике Ковальского
Автор: Ута Кильтер