До 31-го декабря на Чайной фабрике можно было увидеть «Открытые банки» (выставку объектов). И правильно, что ДО 31-го, ибо потом похолодало, пошел снег, дождь, а авторы перемещаются исключительно на велосипедах.
По Европе. Нет, «по Европе» ещё можно представить себе, но вот по Одессе… А «открывали банок» и добирались сюда на велосипедах из Швейцарии. У Эрины Маллон и Даниэля Тчуми проект такой: исследовать культурный ландшафт. Они еще летом из Базеля «на Восток» катили, побывали в Риге, Одессе, добрались до самого Башкоркостана (было любопытно наблюдать их попытки воспроизвести название этой республики). Там их впечатлил Стог сена (!), кстати, прекрасного качества, нет, - превосходного качества графика большого размера. Художники даже хотели наименовать свой проект «География стога сена», но гораздо бОльшее впечатление на них произвел наш Староконный рынок. Включая БАНКИ.
Культура консервирования продуктов на зиму в Швейцарии отмерла еще в начале прошлого столетия и банки, их предназначение поразили художников очень сильно. Они их стали скупать, чтоб затем заполнять устаревшими/раритетными вещами. Говоря по-украински «мотлохом, дрантям», а на «швейцарском» (немецко-французском) bric-a-brac/Kram (кстати, последнее прижилось в украинском тоже). А это уже общеизвестный трэш-арт.
В банки, трехлитровые, закладывались ненужные,
разбитые, в нерабочем состоянии предметы, которые дополняли некий набор
карманных календариков тематически. К примеру: телефон. Либо колористически:
такого же цвета подбирался объект. Абсолютно все устаревшее, б/у.
Банок/объектов было много, авторы оказались приятными, но… Не оставляло ощущение, что тебя, всех нас тут трактуют как «тубильцев». Неприятное такое ощущение. Я пыталась пообщаться, но художники отвечали, что, нет, это ПРОСТО объекты, которые поразили их… (и приятно улыбались). Поясняли, что они предприняли это путешествие с намерением понять/вникнуть в культуру, традиции, ситуации…
«Нехай собі», думалось мне, - пусть уверяют, что работают со временем; пусть календарик с изображением ученого XVII века совмещен со стетоскопом, а красноармеец со скорпионом, старинная грелка вишневого цвета -- с тетей в платье такого же цвета.
Хотя самым неприятным было табло с множеством
самодельных фото собак разных пород, но всех с медалями, - зная как обращаются
доселе с НЕпородистыми собаками в нашей стране.
Ута Кильтер