Оформляли как дизайнерские работы, плакаты, произведения искусства! Потому выставка нот в Музее истории Одессы «Мигдаль-Шорашим» получилась больше визуальной, чем краеведческой.
Хотя войдя в музей (всё же Мигдаль-Шорашим) и увидев тотчас имя Вертинского, я невольно воскликнула: «Как, и Вертинский был евреем»? Директор возразил: «Нет-нет, ведь это выставка в первую очередь нот. В том числе — тех песен и романсов, которые исполнял великий Вертинский». Затем добавил, что коллекционер, Анатолий Дроздовский, предоставивший образцы, был сам обескуражен тем, что нотные партитуры и дела музыкальных домов предстали как ряд художественных творений.
А и впрямь
ноты издавал Анжело Цанноти (итальянец), Стефан Бальц (немец), грек Бернарди, а
великий любитель украинских песен Бореслав Корейво издавал и еврейские песни
«Попурри из разных опереток и национальных веселых песен для фортепиано». Ибо в
каждом, подчеркну: КАЖДОМ доме людей среднего сословия имелось фортепиано, а
музыке и танцам обучали во всех гимназиях, училищах, институте благородных
девиц, юнкерском училище и кадетском корпусе. Т.е. «играть на фортепианах и
по-французски изъясняться» было нормой.
Вот ноты и были востребованы. Сейчас времена другие, нотной грамотой (как и французским) владеют единицы. А партитуры в Музее выглядят образцами оформительского искусства, — чем-то средним между дизайнерством и рекламным продуктом.
Ах-ах, тут
вам, слева арт нуво (art nouveau), сецессион начала века прошлого с его
орнаментальностью, стремлением приблизиться к органичным формам – стеблям,
листьям, лепесткам. Где Обри Бёрдсли был высшим достижением. А в романсах все
больше печалились о неразделенной любви.
На другой
стене – строго отделенные – предстали ноты 20-х годов прошлого века. И как же
они отличны! О! Сплошная угловатость, геометричность супрематизма, кубизма и
конструктивизма! Там действовал тотальный отказ (фактически запрет) на реальные
объекты, там все схематично и экономично. Директор Музея Михаил Рашковецкий
особенно потешался над партитурой «Песни умирающего лебедя», оформленной строго
конструктивистски! Но ведь это же возможность увидеть на деле, что
художественный стиль как вид мировосприятия доминировал, затем, резко,
сменился. Т.е. стилистика, дизайн действительно задает вид мироотношения (да и
восприятия).
ОДНАКО,
начиная с суровых 30-х ноты вообще прекратили оформлять, просто себе пишут чьё
и что. Нет, СД-диски уже снова оформляют, но вот ДОМАШНЕЕ МУЗЫЦИРОВАНИЕ напрочь
исчезло! Напрочь! Ди-джеят себе техно... повсеместно...
Да, а на
вопрос, обращенный к коллекционеру, есть ли ноты, али это обложки лишь и можно
ли ими воспользоваться, был получен утвердительный ответ. Дамы и господа,(те,
кто владеет нотной грамотой и искусством вокала), вам, возможно, предоставлена
дивная возможность расширить свой репертуар...
Хотя эта, на
деле краеведческая, выставка, ОЧЕНЬ познавательная и очень красивая, потому как
реальные образцы там, возможно объединят художников и музыкантов. И не только
их.
на фото:
коллекционер Анатолий Дроздовский и директор музея Михаил Рашковецкий
Автор: Ута Кильтер