"Работы Михаила Жука в коллекции Тараса Максимюка"

01.12.2015

Такое нарочито "никакое", "нейтральное" название имела выставка в Музее частных коллекций им. Блещунова.

И, действительно, все работы художника на выставке - собственность Тараса Максимюка. Более того, именно Т. Максимюк возвращает нам ИМЯ: творчество и значимость Михаила Жука, 40 лет прожившего в Одессе.

В свое время Михаил Жук был знаковой фигурой для одесской художественной жизни, однако, остался как бы «в стороне» от ЦЕНТРАЛЬНОЙ исследовательской линии истории искусства Одессы. Потому что был украинским патриотом, более того, дружил со многими очень даже известными, знаменитыми людьми своего времени.

А дружил Михаил Жук с Михайлом Коцюбинским, Иваном Франко, Володимиром Грушевським, Василем Кричевським, Михайлом Бойчуком, Георгием Нарбутом... Начну с Георгия Нарбута, как художника — «мир искуссника», а тут вам и Билибин с Добужинским, мои девичьи восторги отточенностью пера, стилизацией всего и вся.


Так вот: всё это присутствует и у нашего Жука. Не зря же он дружил с Нарбутом, учился в Краковской академии искусств. Даже входил в круг «Молодая муза» с самим Вышпянським!

До Кракова Михаил Жук обучался в рисовальной школе Мурашко, в Киеве.

Как и Нарбут разрабатывал шрифты, — а ведь, как то известно, именно Георгий Нарбут создал «гербову печатку держави України», денежные знаки, там имел место орнаментализм. Но Жук отличался еще и фантастическим владением пером/карандашом. Его портреты – достоверны и доскональны. Как и Нарбут сам писал книжки, которые и оформлял.


Мария Апрятова, куратор выставки, рассказывает, что имя Михаила Жука было ей известно, потому встреча с работами мастера для нее стала едва ли не приватным делом, — настолько увиденное превзошло ожидание; особенно смешанная техника: акварель, пастель, белила и угольный карандаш смотрятся как единое.

Скажу тотчас, что подобная тонкость штриховки, точность отображения для меня до сих пор является критерием мастерства, т.к. в наше время многие стремятся «поизголяться», ибо не ВЛАДЕЮТ школой. ПРОСТО. А ты поди, отобрази с фотографической точностью, но еще и с личностным отношением-восприятием...


Однако, роль, значение Михаила Жука не исчерпывается его мАстерским владением многими техниками графики, он был легендой, ибо был дружен ДО революции и во времена УНР со многими историческими личностями...

На очевидный, вполне провокационный вопрос: «Что ж его не «пустили» в расход?» Тарас Максимюк отвечал, что когда стало совсем уж «сутужно», то Жук сбежал в... Москву. А в 1925-ом из Чернигова в Одессу.

Жук не только преподавал в Одесском Художественном институте, но был даже его проректором.


Хотя больше был дружен с литераторами. Что заметно даже по нынешней выставке в Музее им. Блещунова.

Тарас Максимюк – страстный поклонник творчества художника, но и как всякий коллекционер, невольно уже и краевед, историк, может рассказывать о самом Михайле Жуке сколько угодно и что угодно, ты только поинтересуйся. Но как всякий коллекционер (подлинный исследователь) и обо всем сопричастном: Краковской Академии искусств (где Жук учился), Рисовальной школе Мурашко, Коцюбинском, Георгие Нарбуте и брате его – Владимире; о Киеве времен УНР, всех изданных им книгах. Художника же характеризует так: «Він – одинак, лишився як стовп, бо оточення його було вщент знищене; нам пощастило, що хоч він залишився».


Зрителям же выставки «Работы Михаила Жука из собрания Тараса Максимюка» посчастливилось не только прикоснуться к высокому модерну, мастерству графика, но, ВОЗМОЖНО, убедиться, что хобби (в данном случае – краеведение, коллекционирование) – не только времяпрепровождение, но тот вид знаний, что подчас превосходит познания специалистов.

Автор: Ута Кильтер

на фото: Тарас Максимюк на фоне автопортрета М.Жука

слева вверху офорт-автопортрет

офортная доска и оттиск Ольги Кобылянской



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Ута Кильтер

Самая эксцентричная личность Одессы, без которой не обходится ни одно действо, связанное с современным искусством. У Уты Кильтер всегда есть свое мнение, не похожее на другое, и она готова его высказать вне зависимости от того, нравится оно или нет. С ней не получается быть отстраненно вежливым, а маски не работают. С ней можно быть или абсолютно искренним без притворства (что тяжело), или ошарашенным ее манерой общения, или отстраненным в своем нежелании принимать то, что непонятно. В любом случае ее невозможно забыть, как забываются сотни "просто знакомых".

То, чем она занимается, для многих удивительно; но ее миссия -- это просвещение. Своей жизнью и своими работами она говорит: люди, еще не поздно. Одумайтесь. Будьте собой. Будьте внимательны к другим. Будьте сердечны. Будьте умны.

Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...