Каково это -- быть в литовском докфильме о МАРИУПОЛЕ...
Нет, я знаю, что если ты уж подписала контракт на участие в литовском документальном фильме, то это означает выполнение взятых на себя обязательств, даже если они обращаются в поездку в Мариуполь, даже если ты простужена, а сам город как-то не прельщает...
Вот
возвращаешься ты с фестиваля «Alles anderes» («Все інакше») из Днепропетровска-
Харькова с температурой, разбитая, в том числе -- страшной поездкой в
страшнючем «купейном» вагоне, 12 часов, где вначале было жарко-парко, затем
холодно... И тебя застаёт звонок Mantas'a Kvedaravicus'а: «Ты должна приехать в
Мариуполь, немедленно!». «Какой ещё «Мариуполь»? Я НЕ хочу в Мариуполь? Я
боюсь! Это на краю света!». Mantas, режиссёр докфильма ПРО ОДЕССУ (якобы),
строго выговаривает: «Нужно! Ты обязана!».
Что делать?
Запихиваюсь всякими антипростудными «ліками» и еду.
Назад в
Днепропетровск, где меня забирает машина с водителем – украинским патриотом,
т.е. интересным собеседником. Еду ещё 12 часов до Мариуполя. Хух... (или
«уф!»).
Поясню, я в
том фильме - «персонаж», что не комментирует, а своим присутствием как бы
обозначает степень напряжения происходящего, в якобы обыденных ситуациях.
«Ситуаций» было 3: в обувной мастерской;
в трамвае, рано утром; на берегу Азовского моря.
Вначале --
ЧТО я увидела в городе, точнее НАД ним. Это – НЕЗАБЫВАЕМО, потому как
задействованы также органы дыхания. Толстенные, высоченные две трубищи над
городом, из одной выходит жёлтый (понимаете, ЖЁЛТЫЙ) дым, густой такой; а из
другой интенсивно серый, СЕРЫЙ. Если проезжать ближе, то дышать становится
невозможно.
Это
впечатление – неизбывно. Я буду его помнить всегда, а теперь ещё и рассказывать
всегда и всем!
Н-да. Там
работали две съёмочные группы: украинская и литовская. Поселили всех в
"villa «Харашо»". Такой себе особнячок, симпатичный, в стиле a la
Папуа-Новая гвинея. Я пережила ощущение жизни в коммуне хиппи, хотя сама –
хипстер, не более. Крайне любопытно наблюдать вблизи жизнь-работу киногрупп.
Особенно ощущения посреди диалогов, общений литовцев: я чувствовала себя в
ситуации немцев во времена Второй мировой войны! Это когда американцы решили
вместо шифрования посадить с двух сторон индейцев (положим, чирокко), когда ИХ
язык абсолютно непроницаем, расшифровке не поддаётся. Кроме слов «Gere-gere» =
«ок». А они нас понимают, за исключением ассистента режиссёра Severiji,
которая, кстати, уже успела как «евросоюзка» закончить Высшую школу
киноискусства в Глазго (!).
Почему
литовцы? Почему литовцы? Вот и сейчас, в Одессе Андрюс Тапинас внятно пояснял.
Фильм
готовят к Berlanalle, уже дважды там, в Мариуполе, снимали, а это до-съёмки
были.
Мой второй
эпизод съёмок был в трамвайном депо, от трёх утра!!! Трамвай выезжает и едет с
группой по городу, вместе с людьми. Они входят, выходят, загораживают группе
планы, отступают, всматриваются: «Что это там снимают?», -- оборудование-то
профессиональное, тяжёлое. Но и общаются с тобой.
Надо мной
два молодых человека, одеты бедновато, в шапчонках как у титушек; но лица –
другие. Речь у них другая. Они – рабочие. Понимаете: рабочие, настоящие. Вот я
у них и спрашиваю, как же они живут в таком задымлении? А они отвечают, что это
им ОТЛИЧНО известно, за то им надбавку и платят! (?!) И вообще, рады, что есть
работа! Вот так-то...
Проезжаем
«промзону», начинается чад, прячусь в шарф, дышать невозможно, задыхаюсь.
Третий
эпизод – самый болезненный для меня, уже простуженной. На берегу Азовского
моря. ПЕСОК. Песок там серый. СЕРЫЙ песок, сдвигаю его носком ботинка, под
серым слоем – жёлтый. Т.е. в палец толщиной налёт, осадок всего вредного
производства. И море холодное, серое, ветер страшный. Нужно сидеть на железной
лодке. Разрешили читать.
Сейчас у
меня это П'єр Нора «Теперішнє, нація, пам'ять», где, в том числе,
рассматривается опыт разрушения одномерного, однонаправленного рассмотрения
истории. Моя «роль», точнее, задание - читать, затем читать вслух отрывки. Со
мной рядом барышня с благородным лицом, чистейшим украинским и в военной форме.
Она берёт книгу и также зачитывает что-то. И я ВИЖУ, понимаю, что ей понятны,
даже очевидны мысли Пьера Нора.
Что меня
радует (почему всё же в моей стране таких, как она, маловато?).
Не менее
важной была для меня съёмка в сапожной мастерской. Сапожник – умён, «живой
человек» = с адекватной реакцией на все просьбы пожилых дам о починке. О! Вы бы
видели, насколько изношенную обувь он берётся починить и чинит. А главное --
дамы, в Мариуполе и ДАМЫ, пожилые, с литературной речью! Затем сам мастер, это
человек с «умными руками», было истинным удовольствием наблюдать как он
работает: ставит заплатки на верх и подошву; ни единого лишнего жеста. Сплошное
удовольствие. Были дамы и в кафе, за углом, где в перерыве мы пили кофе с
вкусными пирожными.
Всюду жизнь.
В Мариуполе живут реальные люди. И они тоже украинцы.
Photo: Depo
подпись под фото: обе группы, меня, как всегда на фотографии нету