Наталья Делиева «Дом клоунов»: далеко не каждый артист сможет стать клоуном!

09.05.2016

Одесса – город хорошего юмора, качественного, интеллектуального, доброго, с изюминкой и без грубости.

За это удачное сочетание одесский юмор любят и ценят во всем мире. Совсем неудивительно, что в самом юмористическом городе мира расположился театр комик-труппы «Маски» под названием «Дом клоунов». Театр не перестает радовать зрителей яркими и очень смешными постановками, такими как «Отелло», «Динер-шоу», «Ночная симфония», «Орфей и Эвридика», «Вечер поэзии Б. Барского», традиционными актерскими «Капустниками». «Дом клоунов» не только для тех, кто хочет отвести душу и вдоволь посмеяться, во время постановок можно задуматься о вполне серьезных жизненных вещах. Ведь клоуны, по мнению директора театра Натальи Делиевой, это носители особой мудрости, глубокой философии и специфического мировоззрения.


С чего начинался театр…

Наш театр – это два в одном. С одной стороны, есть театр «Маски-шоу». С другой —труппа, театр актеров, который существует уже 30 лет. Они начинали со студии пантомимы, затем появилась комик-труппа «Маски». Все актеры начинали с пантомимы. В далекие 70-е она была безумно популярна в творческих кругах.

Большая часть актеров училась в строительном институте на факультете архитектуры.

Георгий Делиев, Александр Постоленко, Игорь Малахов учились в одной группе, и у них была своя студия пантомимы. Виктор Цыпин возглавлял эту студию. Барский и Комаров были в другой студии. Н. Бузько занималась во Дворце моряков. В филармонии их всех свела пантомима. Когда предложили при театре сделать группу пантомимы, постепенно образовался костяк, который существует и до сих пор. Его составлял Г. Делиев, Б. Барский, Н. Бузько, А. Постоленко, И. Малахов, М. Волошин. Также В. Комаров периодически играет в наших спектаклях.

Осенью в Киеве был зарегистрирован рекорд – самый долгий срок существования комедийного театра в одном составе.

Когда в труппе появилось огромное количество спектаклей, она переросла в настоящий театр, в который входит 6 актеров. Есть у нас также и свой дом, «Дом клоунов». Это уже театр с помещением, это дом для «Масок», о котором они мечтали долгие годы. Труппа актеров не может развиваться без помещения, своеобразной лаборатории. С 1984 года у труппы был спектакль «Нон стоп клоун», который состоял из клоунских и пантомимических номеров.

Борис Барский – наш автор, писатель, драматург написал пьесу «Ромео и Джульетта». Актеры труппы вдохновились этим произведением и решили ставить новый спектакль. Настоящей проблемой стало отсутствие помещения для репетиций. Бывали на квартирах. Выбирали, у кого больше комната, просились в ДК им. Леси Украинки, в Дом офицеров. Много бегали по разным помещениям, очень устали. «Ромео и Джульетту» публика приняла отлично, были сплошные аншлаги. А Борис Барский тем временем продолжает творить, пишет новые пьесы – «Орфея и Эвридику», «Моцарта и Сальери». Но было много вопросов. Где размещать декорации? Где хранить костюмы? Где репетировать?

Как театр обрел помещение

В культурной делегации обмена полетели в Ашхабад, тогда еще был жив Туркменбаши. Мы летели в одном самолете с мэром города, губернатором. Я пообщалась с Русланом Боделаном, рассказала ему о необходимости помещения для актеров. Он пообещал помочь. Вскоре Департамент коммунальной собственности Одесского городского совета предложил нам бывший кинотеатр «Дружба». Многие были против того, чтобы клоунам отдавали это здание. Мол, это же несерьезные люди, что они могут сделать для города?

Мы очень обрадовались. Но войдя в помещение, слезы навернулись на глаза. Шел сильный дождь. Вода лилась в зал, пол провален, крысы бегают. Я вернулась Департамент коммунальной собственности и попросила другое помещение. Меня не смущало не отсутствие ремонта, а то, что в здании кинотеатра не было кабинетов, помещений для склада и гримерок. Как же работать? Но лучших вариантов нам не предложили.

Я ходила на прием к Балану Николаю Николаевичу, председателю приморской администрации. К нему я обратилась с просьбой помочь в починке крыши здания. Но мне ответили, что есть вещи важнее театра. Проглотив это, я вернулась в ветхое здание. Наш коллектив собрался и, засучив рукава, мы начали приводить здание в порядок. В первую очередь, занялись туалетом. Если обычно театр начинается с гардероба, у нас он начался с уборной.

В ход пошли личные сбережения. В то время актеры труппы активно гастролировали и откладывали деньги на ремонт здания. Звук и свет брали в аренду. Шаг за шагом у нас получалось задуманное. Мы просили помощи, не стеснялись, стучали во все двери, даже давали объявление на радио с просьбой помочь. Однажды к нам пришел друг театра и дал приличную сумму на развитие. Мы ему очень благодарны. Помещение постепенно преобразовывалось, городские власти шли навстречу.

В 2003 году, в День театра, 27 марта состоялось открытие нашего театра. За это время многое сделано, у нас уже 10 спектаклей в репертуаре. Практически каждый год появляется премьера. Недавно у нас состоялась премьера спектакля «JAZZZ». Это мюзикл Георгия Делиева, куда он привлек молодежь. Смешной, веселый, красивый спектакль. Нам хорошо известны чаяния молодых коллективов, которым негде репетировать, поэтому мы никому никогда не отказывали, молодые актеры приходят к нам.

Театр продолжает развиваться, сейчас проходит 3 спектакля в неделю. А летом мы работаем практически через день. Я думаю, наступят те времена, когда работа театра будет ежедневной. Наш творческий коллектив находится в постоянном поиске чего-то нового.

Трансформация «масок»

Актеры «Маски – шоу» длительное время работали на своем материале, к которому зрители привыкли. Но потом пришла идея о том, что можно привнести что-то новое. Случилось так, что к нам пришел Георгий Голубенко и зачитал свою пьесу «Подкидыш». Я отнеслась к этому скептически. Классическая комедия, немного необычно для нас. Делиев ознакомился с пьесой и сказал, что ему очень нравится. Публика приняла «Подкидыша» с большим энтузиазмом. Это один из самых популярных спектаклей нашего театра. В конце спектакля зрители кричат «Браво», « Молодцы» или просто «Маски». Всегда приятно наблюдать за аншлагами, стараюсь всегда успеть на финал спектакля. Вообще, когда «Маски-шоу» заговорили, многие были очень удивлены и отнеслись к этому настороженно. А сейчас всем все очень нравится, эксперимент удался.


С выступлениями актеры ездят не только по Украине и странам СНГ, но и в Европу. Язык пантомимы понятен любому зрителю. Наш фестиваль «Комедиада» клоунов и мимов направлен на развитие пантомимы. Это прекрасный жанр, который мы не устанем развивать!

Театр имеет много планов. Сейчас украинская общественность вспомнила о том, что есть немало и своих талантливых актеров. Актеры нашей труппы активно гастролируют, вся осень практически расписана. На наш фестиваль «Комедиада» приезжает много иностранных продюсеров, которые в восторге от комик-труппы «Маски». Мы как послы юмора несем людям знания о нашей стране. Глядя на наших клоунов, на наш театр, люди понимают, что в Украине есть очень талантливые люди. В завершении каждого спектакля, находясь в других странах, актеры приглашают всех зрителей в Одессу.

Как «Дом клоунов» привлекал своих первых посетителей

Сериал «Маски-шоу» конечно же, принес свои плоды, сформировался настоящий бренд, хорошо узнаваемый зрителями. Помогло телевидение. Ведь каждый знает о том, что если ты в телевизоре, то значит в тренде, значит популярен. Как директор театра, я всегда стремилась посещать другие спектакли, перенимать опыт, даже изучать инфраструктуру других театров. Было обидно, когда я приходила на российские антрепризы, где билеты были фантастически дорогими, и по сути, нечего было смотреть. Я видела много навязчивой рекламы и полное отсутствие профессионализма. Казалось, лучше бы актеры просто вышли бы на сцену поговорить со зрителями. Видно было, что труппы собирались на ходу и мало репетировали. Актеров спешно собирали с разных сериалов, представляя публике сырой материал. В последние годы такие труппы из России стали редко приезжать.

Сейчас одесситы стали ценить свои театры

Я считаю, что такие постановки, которые происходят в одесских театрах, по качеству лучше тех, о которых я рассказывала, начиная с содержания и заканчивая декорациями. Мне кажется, что театр должен нести в себе нечто высокое, возвышенное. А зарабатывать деньги на плохом материале недопустимо!

Кто приходит в «Дом клоунов»?

Чаще всего в театр приходят 30-40 летние люди, которые выросли на сериале «Маски – шоу». Часто приходят с семьями. В зале всегда много детей. Мы заметили, что постановки интересны как взрослым, так и малышам. Удивительно наблюдать за маленькими детьми, которые увлеченно смотрят взрослые спектакли, забывая о том, что надо попить и поесть. Дети обожают актеров, они чувствуют доброту, душевность, искренность. Дети не терпят фальши, а наши актеры очень правдивые. Интересно в театре и пожилым людям, их нередко можно увидеть в зрительном зале. Своей целевой аудиторией считаем людей от 5-ти до 105 лет.

Общество улучшит специальный код

Театр «Дом клоунов» по-своему уникален. Ему 30 лет, мы развиваем и содержим его исключительно своими силами, нам никто не помогает. Если бы «Маски-шоу» не были бы такими известными, то мы не смогли бы это все потянуть. Очень хорошо, что актеров труппы приглашают на гастроли, так как содержать здание без помощи извне очень тяжело. Мне обидно, что власти так мало уделяют внимание культуре Украины. Мне кажется, что наше государство должно подобрать определенный код.


А в слове «код» содержится рецепт выздоровления нашего общества. Это: культура, образование, духовность.

Если мы на это будем обращать внимание, то общество будет здоровым. А мы идем от обратного, постоянно говоря об экономике, деньгах. Получается так: нет экономики – нет денег на культуру. А нет культуры – не будет денег на экономику. Многие не понимают, почему в культуру надо вкладывать деньги. Прибыль она не принесет. Есть старые одесские театры, которые государство хоть как-то опекает. А молодые театры никому не нужны. Актеры мучаются без помещения, репетируя по подвалам. Это несправедливо! В Одессе много бывших кинотеатров, которые могут служить культуре. Почему-то их выкупают по остаточной стоимости, и они стоят без дела. А должны работать во имя культуры. Но денег на этом не заработаешь, и здания стоят. А зря! Ведь столько молодежных театров нуждаются в помещении. Если запустить культуру, духовность, образование, мы вырастим другое поколение, где мысли будут не только о прибыли. Ведь именно в театре и рассказывают о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Мне приятно, что в нашем театре добро всегда побеждает зло.


Над чем шутят «Маски»

Юмор "Масок" всегда добрый, без агрессии, он несет в себе воспитательную функцию. Более того, этот юмор заставляет зрителя думать! И это нравится украинскому зрителю. Меня иногда спрашивают, чем немецкий юмор отличается от нашего. Я отвечаю, что в Германии люди не настолько мыслящие, как у нас. Они не особо хотят над чем-то задумываться. Украинцы любят интеллектуальный юмор, они любят размышлять. Да и клоуны у нас особые, они несут важную миссию – не только рассмешить, но и заставить задуматься о чем-то, даже о каких-то невеселых вещах.

Мне обидно слышать фразу «Я что, клоун?». Когда люди говорят такое при мне, то тут же видят мой взгляд и извиняются.

Я считаю, что клоун – далеко не дурак. Лучше сказать «А я что, дурак?” Вот это будет правильно. Клоун – это артист с большой буквы, со своей философией. И далеко не каждый артист сможет стать хорошим клоуном, а не таким, который просто может надеть парик и ходить с шариками. Это несложно! А придумать номер, выступать с ним на сцене, рассмешить и одновременно воспитать зрителя – вот это очень тяжело.

Беседовала Татьяна Андреенкова

Фото, видео: Андрей Володько


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Татьяна Андреенкова

Журналист

Социолог, журналист, копирайтер. Занималась исследованием молодежных субкультур Украины, изучая их жизнь и традиции. Автор публикаций в научных и периодических изданиях. Пишет о молодежи, культуре Одессы, религии, музыке, потребительском поведении, рекламе и многом другом.


Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

13.11.2017

Одеська область стала лідером в Україні...

За результатами 9 місяців 2017 року показник темпу...
02.11.2017

Android Pay вже в Україні

З 1 листопада користувачі Android в Україні зможут...
27.10.2017

Репертуар Одесского академического украи...

Театр — это такая кафедра, с которой можно много с...
27.10.2017

Репертуар одесского академического русск...

Есть два способа живо заинтересовать публику в теа...
19.10.2017

В Украине ввели квоты на работников стар...

Кабинет министров Украины ввел обязательные 4%-ные...