"Я не отделяю телевидение от жизни. Мы в симбиозе. Специфика этой работы в том, что ты все время в ней, а она в тебе," — Александр Козырь, заслуженный журналист Украины, продюсер самого крупного телевизионного медиа-холдинга в Одессе "Козырь диджитал".
Телевидение: зов души или способ заработать?
Хочу
рассказать о том, как сочетается телевидение и бизнес. Я занимаюсь телевидением 25 лет и ответил
для себя на главный вопрос: бизнес это или творчество? Телевидение на местном уровне —
это не бизнес. Хотя, разумеется, составляющие бизнес–процессов у нас есть. ТВ для меня сегодня, в первую
очередь, творчество. А вот бизнес — это часть телевидения.
Мою личную жизнь и телевидение нельзя разделить.
Когда я уезжаю на отдых, за границу, то все равно контролирую телевизионные
процессы. То, что мне нравится в жизни,
нравится и на работе. Например, я занимаюсь администрированием процессов, но не
оставляю и журналистики. Я люблю работать на прямых эфирах, чувствовать аудиторию, ее энергию.
История
телевизионной карьеры
Моя творческая карьера начиналась после школы.
Многие молодые люди пытались когда-то писать, но не у всех это сохранилось. Я
писал много прозы, очерков, новостные материалы и какое-то время работал в
газете «Вечерняя Одесса», в молодежной редакции. После одной из статей меня пригласили на
Одесское государственное телевидение и предложили снять программу о жизни
молодежи.
Тогда была постперестройка, было модно брать на
работу молодых людей со свежим взглядом на
жизнь. И я снял свою первую новостную программу на Дерибасовской, у меня
даже сохранилось видео 1992 года. Эта программа понравилась и зрителям, и курирующему редактору. Для себя я понял, что
интересно не только писать, но и
заниматься видео, демонстрировать людям
визуальные образы: они дают гораздо больше возможностей для реализации
творческого потенциала.
Я работал на государственном ТВ, на 3 ст. Б. Фонтана, там, где телевышка. Сначала — в
"молодежке", а потом с большой
командой мэтров ушел работать на появившийся в Одессе первый коммерческий
канал. Затем я открыл собственное рекламное агентство, потом телеканал, потом
мы создали в Одессе модную тенденцию иметь свое телевидение.
Что
нужно для того, чтобы стать успешным телевизионщиком?
Успешный человек должен обладать определенным набором качеств, это не связано только с телевизионным поприщем, но и с любой сферой деятельности.
Энергичный, не терпящий спокойствия вокруг себя человек, будет успешен в любой сфере.
Очень важно, чтобы человек любил то, чем занимается.
Каждый день на любимую работу надо приходить с радостным настроением. Если
просыпаясь утром, вы думаете о том, что не хотите идти на работу, то вам срочно
нужны перемены. Хороший знак, когда вы
полны энергии каждый день и приходя на рабочее место (в кабинет, на поле,
на фабрику), испытываете удовольствие, вам нравятся окружающие люди и вы получаете результат от того, что сделали.
Я думаю, внутренняя энергетика — это самое
главное. Внутренняя энергия, которая
подпитывается ежедневно вашими действиями,
— это залог успеха в любой сфере.
В нашей сфере надо четко понимать аудиторию, на которую работаешь. Необходимо
учитывать веяния времени, связанные не только с техническим развитием
телевидения, но и с творчеством, с модой на те или иные вещи.
Нельзя позволять себе выключать телефон 24 часа в
сутки. Когда у обычных людей праздник,
телевизионный процесс в самом разгаре. Человек, который руководит телевидением,
должен быть всегда на связи. Мы не можем выпадать из информационного потока,
который нас окружает. Телевизионщики должны чувствовать время, все
информационные движения, знать новости, которые происходят в регионе, в стране,
в мире.
Главный секрет успеха нашего телевизионного
медиа-холдинга — в команде, которая много лет
работает над совершенствованием наших продуктов. Этот процесс отлажен и технологичен. Мы
следим за тем, чтобы максимальное количество процессов было автоматизировано и соответствовало духу времени. Мы применяем новейшие технологии и
стараемся быть на информационной
передовой. Надо быть хотя бы на полшага впереди своего конкурента.
Время рассудит, насколько правильным был этот шаг. Со временем узнаете, куда
пошли: вперед, назад или вообще в сторону.
Что
недопустимо показывать по телевидению?
По этому поводу много споров. Сегодня мы идем к
концепции нового общественного телевидения в Украине, нового закона об аудиовизуальных
продуктах. Потому что сегодня телевидение – это не только то, что мы видим в
эфире, это огромный пласт информации из
интернета.
Что можно показывать, а что – нельзя? Можно спорить о большей открытости или меньшей открытости, можно кодировать
каналы, дабы их не видели дети, и
показывать на них все, что угодно. Но в первую очередь у людей, которые создают
телевидение, должна быть некая
внутренняя самоцензура.
Когда ты правильно воспитан, на правильных ценностях
и правильном понимании мира, ты не позволишь себе выдать в эфир
ничего того, что оскорбляет, обижает и будет неприемлемым для твоего зрителя.
Это залог успешного телевидения. Мы
никогда не обманывали и не огорчали
своего зрителя, поэтому люди нас и
любят.
Какой
должна быть телевизионная реклама?
Правильно сделанная реклама не вызывает раздражения. Мы стремимся к тому, чтобы реклама была не
явной, а фоновой. Для рекламодателя
важно, чтобы реклама была продающей и работающей.
Есть реклама не для всех. Иногда люди создают рекламу, которая выигрывает
конкурсы, призы. Это как элитарное и
массовое кино.
В целом, реклама должна быть:
- адекватна по цене;
- приемлема по отдаче;
- успешна для рекламодателя.
Сегодня рекламные агентства телевизионного холдинга"Козырь
диджитал" не просто делают рекламу. Мы продаем историю нашего успеха
создания рекламы. Не просто – вот вам
видеоролик или видеофильм. Предлагаем
воспользоваться нашим опытом. Мы даже
иногда советуем, как правильно подрегулировать бизнес, который есть у человека, потому что понимаем, как преподнести этот бизнес аудитории.
Что
любят смотреть телезрители больше всего?
Человек хочет развлечений в любые времена, это факт.
Нет ничего лучше хорошего качественного кино. Это самый рейтинговый продукт.
Далее по рейтингу всевозможные развлекательные шоу, и только после них —
новости и политические шоу. В какой–то момент зрителю надоедает смотреть
политику, и он выключает телевизор или переключается на развлекательный канал. У нас в городе осталось мало
развлекательных каналов и два из них у нас в руках – GTV и Odessa Fashion. Мы
единственные, кто продолжает держаться в этом сегменте. Все остальные ушли выполнять политические
задачи.
Интернет
вытесняет телевидение?
В свое время мы очень беспокоились из-за интернета.
Стоит вспомнить фразу из известного фильма о том, что скоро ничего не останется,
кроме телевидения. На фразу о том, что скоро ничего не будет, кроме интернета,
мы нашли ответ, серьезно изучая этот вопрос. В Германии я исследовал передовой европейский опыт и пришел
к логичному выводу, что телевидение есть, было и будет. Оно будет развиваться, немного
трансформироваться, будет более сегментированным, каналы станут узкоспециализированными.
Известно, что с определенного возраста человек становится ленивым и не хочет тратить силы на
поиски контента. Согласитесь, что для поиска нужной информации надо приложить
усилия. Надо иметь выборку новостных сайтов, сравнивая которые понимаешь
правду. Найти какое-то кино, информацию в интернете — нужно также потрудиться.
А человек хочет прийти домой к любимому дивану,
взять пульт и не напрягаясь "пощелкать" интересные каналы, которые дают ему
информационный продукт. Именно это мы и
готовим. В программе канала должен быть симбиоз развлекательного, политического,
информационного, событийного.
Если говорить о местном телевидении, то современному зрителю интересны не только мировые
новости, но и то, что творится на соседней улице, чем живут и дышат соседи, что происходит в
родном городе. Телевидение будет всегда,
несмотря на популяризацию интернета. Да,
молодежная аудитория больше находится в интернете, но эти люди с удовольствием
продолжают смотреть наши телеканалы. Молодежный канал GTV, к примеру, очень популярен в Одессе.
Прибыльно
ли заниматься телевидением в наше время?
Украинское телевидение имеет свою специфику, у нас
не так, как во всем мире. Телевидение –
это не бизнес, а искусство. Относиться к телевидению как к чистому заработку
неправильно. Сегодня невозможно
заработать на телевидении напрямую. Нынешнее
телевидение является политическим инструментом; часто телеканал
присоединяется к бизнес-империи. К сожалению, в нынешних экономических условиях
заработать на телевидении невозможно. Поэтому сначала надо заработать денег, а потом открывать телевидение!
В
чем специфика одесского телевидения?
Одесса – уникальный город, тут огромное количество
местных телеканалов. Сегодня в Одессе вещают
26 региональных телеканала.
Такого мы не видели не то что в Украине,
а во всем мире. Мы сделали модным телевидение в Одессе.
Если у одесского олигарха нет своего телеканала, его не принимают в круг избранных.
И мы открывали и продавали телеканалы. Это было замечательно. Поэтому в Одессе
сейчас 26 телеканалов, они, в основном, принадлежат
определенным бизнес-структурам. На 90 %
они выполняют задачи их владельцев. Это
понятно.
В Одессе
много специалистов, задействованных в телевидении, кто-то вернулся из Киева во
время кризиса. В целом, работа на одесском
телевидении очень интересна. Она не позволяет расслабиться в конкурентной
среде. Но за счет того, что у нас много телеканалов, одесские телевизионщики
чувствуют себя весьма комфортно.
Беседовала Татьяна Андреенкова.
Фото, видео: Андрей Володько