Опыт главного редактора первого эстетического журнала о путешествиях по Украине La Boussole Татьяны Костиной призван развеять стереотипы и продемонстрировать победу мечты над законами экономики.
Татьяна Костина получила юридическое образование, играла в театре, снялась в фильме, занималась различными проектами, самый успешный из которых – журнал La Boussole. Мы беседуем с Татьяной о создании и организации этого издания.
Расскажите, пожалуйста, как возникла концепция создания журнала La Boussole? Какова его основная идея?
Обучаясь в юридической академии, я мечтала попасть на работу в международную организацию, путешествовать и составлять конвенции, которые будут менять жизнь людей к лучшему. Однако, с каждым годом иллюзии рассеивались, а во время стажировки и вовсе исчезли. Я понимала, что подъем по карьерной лестнице займет около 10 лет жизни и перекладывания документов из одной стопки в другую. Также сыграло роль то, что я жуткая максималистка: мне хочется все и сразу, а, поскольку 10-ти лет у меня в кармане не было, и, как мне показалось, это была слишком дорогая цена за такую “значимость”, поэтому и выбор мой пал не в сторону карьерной лестницы. Ну и, конечно же, тут начинается самое интересное. После несостоявшегося Генерального секретаря ООН, я решила посвятить жизнь тому, что мне нравится всей душой, во что готова вложить каждую минуту своей жизни. Что это было? Журналистика в паре с путешествиями. Я писала тексты с детства, но единственным их читателем был ящик моего рабочего стола. Мне просто хотелось вести колонку в издании о путешествиях, собственно с этого и начался поиск. У меня были четкие и вполне определенные критерии. Например, я сразу искала печатное издание, к тому же, не рекламное и не политическое, ну и, конечно же, с прекрасным, воздушным дизайном. Как выяснилось, в Украине ничего подобного не было.
В необыкновенно красивой стране, в которой живет 45 миллионов людей, не было достойного издания о путешествиях.
Именно
поэтому и появилось жгучее желание создать такой журнал. А что бы вы сделали на
моем месте?
Концепция журнала следующая: раз в сезон мы создаем
выпуск про один украинский город. В этом выпуске мы раскрываем красоту города,
рассказываем про людей, которые его меняют, про их занятия, а также акцентируем
внимание на деталях-символах города, ведь благодаря им можно узнать намного
больше об истории города, чем о нем могут рассказать местные жители. Таким
образом, мы стараемся вдохновить людей на новые путешествия по нашей стране,
ведь она действительно достойна этого. Например, многие люди, после нашего
выпуска о Черновцах,
не могли поверить, что в Украине есть такой сказочный город. Когда наши
читатели начинают путешествовать по городам, о которых мы пишем, для нас это
настоящая неподдельная радость, ибо тогда big idea нашего журнала воплощается в
полном объеме.
Хорошее начало - полдела. Но определение концепции и формата дела ставит новые задания перед создателем, и самое первое - с чего начать? Для вас этот этап уже позади. Наверняка были сложности, форс-мажоры, и, конечно, маленькие победы. Поделитесь вашей историей организации деятельности, своими первыми шагами.
Началось все с четкого определения того, каким я вижу конечный результат своей мечты. У меня была большая тетрадь, в которой хранились конспекты всех лекций из академии. Как вы понимаете, на 5 курсе вдохновения учиться практически не было, поэтому пустые листы этой тетради были захвачены четким, детализированным описанием того, как должен выглядеть журнал, как должна осуществляться подготовка номера, и кто мог бы войти в авторский состав.
Выпуск журнала требует не только желания, но также и определенных навыков и, конечно же, бизнес-план. Какие вы определили приоритетные направления в нем?
У нас нет и не было бизнес-плана. Их правда еще кто-то пишет? На самом деле в Львовской бизнес-школе на одном из первых модулей нам рассказали про бизнес-канву Александра Остервальдера - прекрасный инструмент, который, по моему мнению, заменяет бизнес-план. Универсальность такого подхода в том, что ты можешь оставаться гибким в ведении своего дела, в любой момент можешь пересмотреть любой из пунктов, например, канал сбыта или уникальное предложение, которое вы создаете. Я считаю, что в таком ритме, в котором мы сейчас живем, написание объемного бизнес плана - это большая потеря времени.
Вопрос
о привлечении капитала и инвесторов беспокоит большинство начинающих
предпринимателей. Откуда, сколько, когда, как? И так далее. Как было в вашем
случае?
На печать первого выпуска я надеялась залучиться поддержкой исключительно спонсоров, однако средств не хватало, даже с учетом отложенной стипендии за 2 года обучения.
И тогда идеальным выходом из ситуации стала украинская краудфандинговая платформа “Велика Ідея”.
Не передать словами те чувства, которые мы испытывали, наблюдая как, один за одним, люди жертвовали средства на наш проект. Честно, сейчас я и не представляю лучшего старта и лучшего выхода из этой ситуации.
Если же говорить о ценовой политике: на сегодняшний день ваш журнал можно приобрести по цене 250 гривен за экземпляр. Как формировалась ценовая политика и какова рентабельность при таком подходе?
На самом деле цену в 250 грн. вы можете найти у наших партнеров (магазины и кофейни, которые продают журнал), если же заказывать журнал у нас на сайте lbmag.org, то цена за выпуск составит 200 грн. Ценовая политика полностью формировалась от себестоимости печати. И каждый раз она меняется, так как меняется еще и тираж. Однако, сейчас цена даже на крупные тиражи очень поднялась из-за падения гривны, будем как-то выкарабкиваться, уже не впервые. Что касается других расходов, то, конечно же, сюда важно отнести гонорары за работы основных членов команды, которые трудятся каждый день. Это очень небольшие суммы, но они уже есть. Ведь больше, чем погода, наша команда работала без единого финансового вознаграждения, и даже наоборот - на все поездки мы тратили наши собственные средства.
Конечно же,
ядром любой организации, а тем болем,
если это бизнес-структура, является ее команда. По каким принципам
происходил отбор управляющего персонала и как функционально организована ваша команда?
Каждый, кто входит в команду La Boussole, появился в моей жизни неслучайно и при самом интересном стечении обстоятельств. Например, с шеф-редактором Ингой Гезалян и менеджером социальных сетей Дианой Ремизовской мы познакомились на Kinfolk Dinner, который был организован девушками. С Kate Phellini - фотографом, мы впервые встретились в Impact Hub Odessa, где были задействованы в одном проекте. Общие ценности, огромнейший творческий потенциал и любовь к эстетике сразу определили все. Обычно это называют любовью с первого взгляда. Дизайнера-верстальщика Илью Суходольского и корректора Ольгу представила мне Инга, -- она всегда очень хорошо чувствовала «наших» людей. Что же касается Валика Процика, юриста, то мы вместе учились в академии и были хорошими друзьями на протяжении всех студенческих лет. Аня Постовая - графический дизайнер, и Катя Коваленко - координатор нашли меня сами, после того, как узнали о том, что я собираю команду.
А как обстоят дела с конкуренцией? Насколько заполнен данный сегмент рынка? Каковы ваши главные преимущества перед конкурентами?
Самый интересный вопрос. На самом деле, когда мы вышли — это был некий новый сегмент рынка, так как подобной отечественной качественной публицистики на наших просторах не было — это был положительный момент, другой момент не такой позитивный: люди просто не готовы были платить такие деньги за журнал. Но было странно в этой ситуации другое. Когда человек платит деньги за журнал с рекламой, он платит и за рекламу, которую просто потом пролистывает. У нас же рекламы не было, и если взять первоначальную цену журнала 150 грн, разделив ее на 150 страниц, то понимаешь, что платишь по 1 гривне за каждый листик информации или очень красивой фотографии, а сколько стоит цветная распечатка?
Таким образом, мы логично подошли к вопросу о целевой аудитории «LA BOUSSOLE». В основном, это люди либо творческих профессий, либо владельцы своего маленького дела. В каждом городе мы имеем большую честь с ними познакомиться и каждый раз удивляемся тому, насколько прекрасны все эти люди. Практически все они занимаются любимым делом, говорят о великом и очень красиво мечтают. Наши читатели идеальны.
Многие западные
редакции активно работают со своей аудиторией: начиная от специальных заявок на сайте издателя, размещений контактных данных издательства для связи с
читателями, предложений о сотрудничестве в виде открытых вакансий, заканчиваяк творческими
вечерами,
презентациями,
лекциями и т.п. Есть ли у вас такой
опыт?
Для нас (для команды) La Boussole – это в первую очередь люди, которые его читают, это уже целое сообщество, которым мы очень дорожим. Поэтому мы регулярно проводим с ними либо совместные ужины, либо устраиваем для них различные конкурсы. Самых активных читателей мы знаем лично. Если посмотреть на наши презентации со стороны – это напоминает встречу очень близких людей, которые давно не виделись. Наши читатели также очень активны в социальных сетях, они всегда пишут свое мнение о новом выпуске и если им что-то не понравилось, они также не будут молчать, за что им отдельное спасибо, ведь это то, что делает нас лучше.
Думаю, как человек активный и творческий вы не думаете останавливаться на достигнутом. Имеются ли уже новые идеи и планы в отношении La Boussole?
Мы
хотим выпускать издание не только на русском и украинском языках, но еще и на
английском, немецком и французском, чтобы представители украинского сообщества
смогли представить журнал своим друзьям за рубежом. Мы надеемся, что это станет
толчком для привлечения иностранцев в Украину и началом реализации «Стратегии-2020»,
в части программы популяризации Украины в мире.
Кроме этого, мы очень хотим сделать печатную версию журнала более доступной и прикладной. В ближайших планах – создать электронную версию,
которую все очень ждут, поэтому мы уже приступили к реализации, но пока это первые шаги. Также в планы мы поставили
разработку приложения на app store и android market. Ну, а на самом деле, идей очень много, хватило бы
только сил и времени на их осуществление.
Автор: Короход Ясмина