Издание первой, второй и даже третьей книги автора -- это убыточное мероприятие для издательства, -- говорит учредитель "Фолио" Александр Красавицкий.
Издание первой, второй и даже третьей книги автора -- это убыточное
мероприятие для издательства. Поэтому издательства будут искать того автора,
который уже раскручен, либо брать с автора деньги за издание. Это общемировая
практика, когда первые издания идут за счет средств автора. Самораскрутка - это
проблема авторов. Издательства могут предоставлять только какие-то
дополнительные серверы, возможность презентовать книжку на выставках со стенда
издательства, возможность попасть на полки магазинов, но чаще всего эти деньги
не возвращаются. Если книги хорошие, интересные, нужные рынку, автор
раскручивается с 4-ой, 5-ой книги, когда покупатель на полке видит целый ряд
этих книг.
Примерно четверть того, что мы издаем по названиям, -- это книги обратившихся к нам авторов, которые сами находят источники финансирования издания. Или за свой счет, или они находят каких-то спонсоров, или они договариваются с нами, предлагая какой-то колоссальный объем рекламы, который позволяет найти издательству деньги для издания и мы знаем, что они отобьются благодаря рекламе.
Мы почти всегда сами придумываем темы книги, а потому ищем авторов под них. Мы практически не рассматриваем рукописи, которые приходят в издательство.
Кто
зарабатывает на книгах?
Стоимость книг в украинских издательствах
принципиально ниже, чем во всех соседних странах. Стоимость книг в книжной торговле
принципиально выше, чем должна быть. Средняя наценка в книжной торговле в мире
- 40-50%. Наценка в одесских магазинах -- от 100% и выше, в "Буквах",
в частности, 150-200%. И это связано не только с жадностью тех, кто владеет
магазинами, а с тем, что у нас нет государственной политики в области аренды
помещений книжных магазинов.-==
Например, во Франции много мелких книжных магазинов,
магазинов при издательствах; семейных магазинов и так далее. Потому что во
Франции существует закон о размере ставки аренды для книжного магазина. Если книжный магазин арендует у частного
владельца помещение, то бюджет обязан доплачивать этому частному владельцу до
рыночной расценки по тому или иному району города, где находится этот магазин.
Есть только два областных центра в нашей стране, в которых решен этот вопрос:
Львов и Луцк. Вы может зайти во львовский магазин и увидеть, на сколько там
книги дешевле, чем в Одессе. Потому что там стараются муниципальные помещения
выделять, а не прятать от книготорговцев. Аренда под книжный магазин - 1 гривна
в год.
25 лет назад наше государство позволили продать книжные магазины без защиты профиля. Такова реальность, книжки дорогие из-за того, что дорогая арендная структура.
Зарабатывают не издатели и не книготорговцы, а зарабатывают владельцы помещений, в которых находятся книжные магазины.
Интернет-торговля
-- возможный прорыв на книжном рынке
В США интернет-торговля бумажными книгами занимает
более 40 % рынка. В Европе 25-30%. В России -- 25%, но в Москве -- 40%. Обычно
развитие такого рынка связано только с одним. В страну приходит системный
игрок, который вкладывает много денег в создание огромного логистического
центра, в котором есть все книги, находящиеся в продаже в данной стране. В Россию пришли американцы,
которые вложили много десятков миллионов долларов в магазин "Озон", он
стал резко набирать в весе и создал этот рынок. После этого несколько других
магазинов подтянулись к "Озону" по технологиям, складам и вложенным
деньгам. Там интернет-торговля -- уже 25 %, а было 3-5%, как в Украине. И сюда не придет ни один системный
игрок, пока не закончатся, естественно,
боевые действия. Вторая проблема
этого игрока в том, что он должен обеспечить не столько книги украинских
издательств, сколько книги, приходящие с российского рынка. Нужно вложить от 5
до 10 миллионов долларов единоразово и еще какое-то количество лет докладывать
понемножку, но этот бизнес рентабельный.
Если через полгода закончатся боевые действия, то в 2018 году мы увидим
игрока, который донесет книжку до одесского читателя в двое дешевле, чем она
есть сегодня в магазинах.
Как
заставить магазины продавать книги, изданные в Украине
Украинские магазины с неохотой берут книги на
русском языке, изданные в Украине. Но у нас много силовых аргументов для того,
чтобы продвигать изданные в Украине книги на русском языке. Магазин нам
говорит: мы хотим эту, эту и эту. Мы говорим: извините, мы не дадим, потому что
у нас есть еще 500 других, которые вы должны взять, иначе вы не получите
эти. Только силовым образом продвигаются
в Украине книги, изданные в Украине. Магазины предпочитают готовый ассортимент
российской литературы, чтобы не иметь товароведов, которые бы работали с кучей
украинских мелких поставщиков. Поэтому в большинстве случаев маленькие
украинские издательства вообще отсечены от книжной торговли.
Украинский
язык - это колоссальный объем работы
На украинский язык переведена лишь треть произведений мировой классики, которые в Европе изучаются в университетах. На все основные языки они переведены полностью. Еще колоссальный объем работы, который издатели все вместе должны выполнить, чтобы украинский язык перевести в высшую европейскую лигу, когда основной свод текстов на него переведен. Я уже вообще не говорю о текстах экономических, философских, психологических. Нету практически ничего. Государство должно было бы позаботиться об этом. Потому, что в том числе от этого зависит развитие украинского языка в обществе. Сейчас все еще читатель намерен читать эти книги по-русски, потому что на русском весь полный корпус давно обеспечен.
В
библиотеках должны быть новые книги
Я убежден, что 5-ти или 10- кратное увеличение
финансирования библиотек не приведет к существенным изменениям в
государственном бюджете, но при этом принципиально изменит всю интеллектуальную
среду общества. "Фолио" -- издательство, которое нацелено на
интеллектуальную часть общества.
Мы не издаем массовой литературы, мы не издаем
школьных учебников. Мы нацелены на библиотеки. Та катастрофа, которая происходит
в консервировании библиотечных проблем -- это проблема для нашего издательства.
Библиотеки практически прекратили закупку новых книг.
За 25 лет обновление фонда библиотек до сих пор не
произошло. Хотя в Европе средний срок жизни книги в библиотеке -- 12 лет. Она либо изнашивается физич ески и
списывается, либо она становится неактуальной и ее не спрашивают -- и она все
равно списывается. Если она переиздается -- тогда она переходит в разряд
бестселлера и она представлена в библиотеках более поздними изданиями потому,
что старые уже зачитаны. Хранить старые издания книг -- удел только больших
национальных библиотек. Библиотека не
должна заниматься хранением макулатуры.
В 2012 году я выяснил у министра культуры Украины, что стоимость одной книговыдачи в среднем превышает в четыре раза стоимость той книги, которая выдается.
На содержание библиотечной системы страны тратится гораздо больше, чем, если бы каждому читателю купили на рынке книгу и подарили ему в той точке, где он находится.
Основные деньги тратятся на содержание старых
фондов: на зарплату, ремонты и отопление, но не на пополнение книжного фонда.
Фактически мы имеем систему, которая поддерживает себя в режиме анабиоза.
И с этим нужно что-то срочно делать.
Автор: Андрей Володько
Фото и видео: Андрей Володько