Своим опытом создания IT-компаний делится Фахид Шейх Салем, сирийский предприниматель из Кувейта.
В свои 30 лет Фахид Шейх Салем руководит сразу несколькими проектами, объединенными в одну бизнес-группу b1.group.
IT (информационные технологии) — это бизнес, который развивается головокружительными темпами во всем мире. Но в каждом регионе у него есть свои особенности.
— Как вы стали предпринимателем?
Как только я поступил в университет, я сразу стал называть себя сирийским предпринимателем. Я всегда был увлечен стартапами и предприятиями, тесно связанными с высокими технологиями. Я всегда искал возможности применения в них своих сил и способностей. Начиная с университета, я видел проблемы и видел пути их решения, то, как можно что-то делать лучше. Так я решил стать проактивным и развивать свои собственные идеи.
Я учился в Сирии в университете Каламоон, между Дамаском и Хомсом. Это был частный университет. Все преподавание было на английском. Все учебники и программы были такие же, как в Европе или Соединенных Штатах. Там были очень хорошие преподаватели. Это было хорошее образование. Я получил степень бакалавра в управлении бизнесом. И тогда же, когда еще был в университете, я создал свою первую собственную компанию.
Я изучал бизнес, и должен был пройти стажировку в какой-нибудь компании. И я решили пройти стажировку в своей собственной компании. Пока я проходил стажировку, я развивал мой собственный бизнес.
— Вы с детства мечтали стать предпринимателем?
Нет. В детстве я хотел быть пилотом, мне нравились самолеты и я хотел летать. Но так получилось, что я видел проблемы и понимал пути их решения. Я знал, что нужно делать, чтобы решать эти проблемы. Так само получилось.
Я изучал администрирование бизнеса и мой главный предмет был менеджмент. Затем получил степень магистра в менеджменте технологий тремя годами позже.
Это был мой собственный выбор. Делать бизнес можно в любой отрасли. Если бы я изучал медицину, я бы мог стать только врачом. Если бы изучал инженерное дело, я бы мог стать только инженером. Изучив бизнес, я могу работать в любой отрасли. Я могу создать госпиталь, не будучи врачом. Я могу построить башню, не будучи инженером. Просто организовав соответствующие предприятия. Я всегда чувствовал, что так у меня будет больше возможностей и больше разнообразия в моей карьере.
— Где вы взяли стартовый капитал?
Стартовый капитал для моего первого бизнеса я взял в кредит в банке под залог дома, который у моих родителей был в Дамаске. Это было рискованно. Но мои родители поддержали меня. Они видели, что я хочу что-то сделать, и они меня поддерживали, как только могли. Это был мой первый кредит. Не очень большой — около 100 000 долларов.
Мой первый проект был связан с образованием. В моем университете я увидел много проблем, которые могли быть легко решены: оповещение студентов, коммуникация между студентами и преподавателями. Я подумал, что это должно быть намного проще в компьютерном веке. Но это было не так. Все сообщения размещались на доске объявлений. Ты должен был быть там, чтобы быть в курсе событий. Иначе ты никогда ничего не узнаешь.
Моя первая идея была образовательный портал, который назывался "Студенты онлайн". Я взял свой первый кредит в банке. И построил IT-компанию. Я начал разрабатывать сайты для клиентов. И всю прибыль, которую я получал, я вкладывал в образовательный портал. Я получил большую помощь от университета и министерства образования. Проект получил поддержку, и был сертифицирован для того, чтобы стать официальным сайтом во всех университетах, частных и государственных.
— Вы получили какую-то помощь от государства?
Не прямую. Но мы получили большую помощь в качестве оборудования — серверы данных. Союз студентов предоставил нам 14 офисов во всех сирийских регионах. Таким образом мы могли реализовать этот проект, ничего не платя за мебель, компьютеры и офисное оборудование.
Мы получили доступ ко всем: руководителям университетов, менеджерам, преподавателям лекторам, работникам, секретарям. И они давали нам всю необходимую информацию.
— Тяжело было получить поддержку госудаорства?
Нет. Это было не трудно. До войны многие новые малые предприятия получали поддержку государства. Это было не трудно, хотя у меня не было никаких связей в правительстве. Я просто послал письмо первой леди, жене президента Ассада. Я написал ей о проекте, о том, что собирается делать наша группа студентов. Ей понравилась идея и она с нами встретилась. Мы проговорили с ней больше двух часов. Она с нами спорила. Спрашивала, что мы можем сделать, чтобы улучшить проект и как она могла нам помочью. И она это сделала. Она помогла нам связаться с университетами. Без ее помощи у нас бы ушли годы на то, чтобы связаться со всеми ректорами.
С частными университетами было проще. Если им нравилась идея, они сразу соглашались. В государственными университетами было сложнее. И в этом первая леди нам очень помогла.
Кредит от банка я получил еще за 3 года до этого.
— Университет вас чему-то реально научил?
Да. Я плохо разбирался в финансах. И университет мне в этой области очень помог. Я так же узнал о разных способах ведения бизнеса.
— Как развивался ваш бизнес дальше?
Мы создали много сайтов для наших клиентов. Мы начали несколько инновационных сервисов в интернете. Круговые панорамные презентации "360 градусов". В 2009 году это был главный мой проект в Сирии. Мы начали его в университете Дамаск с министерством туризма. Но из-за воины стало очень трудно устанавливать хорошие отношения в университетами. Люди стали неожиданно менять свою позицию. В один день с ними можно было о чем-то договорится, на следующий день, этого человека могло не быть и нужно было снова договариваться с кем-то другим. Кроме того оставаться в Дамаске стало опасно. Мои родные оставались в Кувейте и я вернулся к ним, пока ситуация не нормализуется. Образование перестало быть приоритетом, правительство стало заниматься другими проблемами. Мы разрабатывали программы для университетов, но в некоторых городах университеты были разрушены и правительству в первую очередь нужно было их отстроить заново.
Я вернулся в Кувейт и основал там такую же компанию с тем же именем и теми же услугами. Прежде всего веб-дизайн. Это то, чем я и сейчас занимаюсь. Все мои проекты объединены в b1.group.
Один из проектов называется makani.online. Вместо того, чтобы просто продать вам сайт, мы заключаем договор и обеспечиваем управление сайтом, социальными сетями, предлагаем хостинг и делаем фотографии для вашего сайта. Все что нужно для презентации онлайн. Абонентская плата от 100 долларов до 2 000 долларов в месяц в зависимости от количества услуг, в которых вы нуждаетесь. В среднем 900 долларов в месяц. Мы берем на себя наполнение контентом, фотографиями и видео и распространение в социальных сетях.
На туристическом портале 360kwt.com мы размещаем виртуальные экскурсии по интересным местам в Кувейте. Это серии панорамных фотографий, ан которых можно рассмотреть все вокруг.
Вот например тур по музею машин. Часть из них принадлежит государству. Часть частным лицам. Можно даже посмотреть как машины выглядят изнутри. В самом музее запрещено заходить внутрь машин. Вы можете заходить в разные комнаты и осмотреть все, что внутри.
Можно увидеть все это в 3D в шлеме виртуальной реальности.
Предприятия платят от 800 долларов за размещение на сайте. Потом они вносят ежегодно от 70 до 300 долларов абонентскую плату.
Вот, например, SPA-отель. Это могут быть гостиницы, торговые центры. Это новый сервис и мы постоянно добавляем новые предприятия.
Бизнесы ищут новые способы для привлечения клиентов. Они пробуют изображения, видео — все, что только можно. Это еще один инструмент маркетинга.
Например, сейчас мы работаем с супермаркетом. Мы готовим для них 3D-презентацию и они строят вокруг этого свою новую рекламную компанию. Просматривая презентацию, посетители смогут находить и рассматривать нужные им товары. Мы можем сделать панорамное 3D-видео. Например, для парков развлечений.
— В чем секрет бизнеса в IT?
Это секрет любого бизнеса и не только в IT, в том числе и моих проектов, каждый из которых мог быть отдельным бизнесом
Во-первых, нужно набраться терпения. Это не будут так быстро, как вы хотите. Всегда будут задержки, все будет происходить намного медленнее, чем хотелось бы.
Во-вторых, план должен быть гибким. Ничто не происходит на 100 процентов так, как это было спланировано. Все вокруг быстро меняется, рынок меняется, технологии могут поменяться. Вы должны быть к этому готовы, предвидеть возможность изменений и изменить свои бизнес так, чтобы он не закрылся.
Как предприниматель, вы должны доверять самому себе. Будучи предпринимателем, вы занимаетесь маркетингом, финансами, продажами, менеджментом. Вы занимаетесь всем понемногу.
Но вы должны доводить сделки до конца. Вы должны доверять самому себе и своим предыдущим решениям. Не нужно менять свой продукт при каждом новом изменении. Не нужно отвлекаться текущими проблемами.
Нужно быть гибким на макроуровне и последовательным на микроуровне. Когда вы выполняете мелкие задачи, будьте последовательны. Вы не можете вносить изменения каждый час. Но будьте готовы поменять полностью ваш подход.
— Были у вас неудачи? Как вы их преодолевали?
Из неудач нужно извлекать уроки. Стараться не повторять ошибок. Стараться испльзовать то, чему вы научились на горьком опыте. Иногда это может дорого стоить. Но это того стоит. Вы платите за ваши ошибки.
— Вы готовы к неудачам?
У меня были неудачи. Иногда из-за моих ошибок. Иногда независимо от меня. Например, в Сирии я вложил миллионы и потерял их. Это случилось из-за войны. Тут не было моей вины. Я не мог спланировать войну. Это был форс-мажор. Но я был достаточно гибким, чтобы поменять рынок: сирийский на кувейтский. Кувейтский рынок сильно отличается от сирийского.
— Откуда вы набираете сотрудников?
В основном из Бангладеш. Девелоперы из Бангладеш. У меня есть люди в Бангладеш и в Сирии. Например, мой дизайнер работает 8 лет уже. Он уже работал, когда я еще был в Сирии. Я перевел бизнес в Кувейт и мой дизайнер по-прежнему работает со мной. У меня есть сотрудники в Турции. Это тоже сирийцы. Из-за войны сирийцы теперь повсюду. Один из моих самых верных партнеров живет теперь в Германии. И он там делает ту же работу для b1.group, что и раньше. Из-за войны мы стали международным предприятием. Я так же нанимаю людей в Украине В Украине есть очень хорошие девелоперы, умные и креативные люди. У меня жена украинка. Поэтому я часто сюда приезжаю. Это возможность для меня встретиться с украинскими программистами и использовать их опыт.
— Украинские девелоперы такие же как бангладешские или индийские?
Бенгальцы делают точно, как им скажешь. Скажешь, сделайте 1, 2, 5 — они сделают 1, 2, 5. Украинские спросят, почему не сделать 3 и 4. Предложат сделать 6 и 7, чтобы результат был лучше. Они думают о задании непросто как о кодировании программ, но как о бизнесе. Бенгальцы просто делают то, что им говорят. Украинские девелоперы больше вовлечены в бизнес.
— В чем особенность рынка на Ближнем Востоке?
Рынок на Ближнем Востоке недонаполнен. И там много возможностей для предоставления услуг и товаров. В Европе и Америки подобные сервисы уже давно есть. Но на Ближнем Востоке их не так много. С немногими исключениями. Как например Дубай, где есть конкуренция. Международные компании только недавно начали рассматривать Ближний Восток как потенциальный рынок и стали пытаться выйти на него. Их стратегия не расширяться, а покупать существующие здесь компании. Как Yahoo купил очень популярную почтовую службу на Ближнем Востоке. Амазон купил интернет-магазин souq.com. Амазон просто купил крупнейшего игрока на рынке. Большие игроки не хотят идти через толкотню. Они предпочитаю покупать компании, а не расширяться.
— Где вы берет идеи для бизнеса? Копируете то, что делается на Западе?
Вы не можете просто копировать идеи. Каждый рынок имеет свои специфические особенности. То, что работает в Америке, может не работать на Ближнем Востоке. Мы многое делаем по-другому. Например, мой образовательный портал. Нельзя купить готовое решение и применить его в наших университетах, потому что у нас по другому происходит управление. Либо придется менять программы, либо придется менять управление нашими университетами. Клиенты имеют другие требования, не такие как в Америке. Нужно приспосабливать свои решения к региону.
— Вы пробовали выйти на европейские рынки или на украинский?
Нет, я не знаю особенностей этих рынков. Но теперь мы пытаемся внедрить международные стандарты и может быть попытаемся выйти на мировой рынок.
— У вас есть офис?
В Кувейте у вас должен быть офис, чтобы легально работать. Но не везде у нас есть офисы. У нас есть офис в Бангладешь, так как мы нанимаем там много людей. В Турции у нас нет офиса. В Украине у нас есть лицензия и юридический адрес. Но люди там не работают. Работать онлайн очень удобно. Интернет — это государство само по себе, не связанное с территорией. И мы используем программы, которые позволяют нам это делать. Для меня это все равно как если бы они работали рядом со мной.
Управление удаленными командами - появилось совсем не давно. И этому пока нигде не учат. 10 лет назад такое было исключено. Интернет был еще не так распространен, был не достаточно высокого качества. Не было нужных программ. Это совем новая модель менеджмента, и ей пока еще не учат в университетах.
— Кого нужно иметь в команде в бизнесе таком как ву вас?
У меня фронт девелоперы и бак девелоперы. Есть аркитектурные инженеры. Есть графические дизайнеры. Есть копирайтеры. СММщики. проект-менеджеры, которые координируют работы всех
— Вы умеете программировать?
Я не программист. Я умею программировать сам. Я не инженер, но я давно этим занимаюсь и у меня много опыта в этой области. Хоть у меня и нет диплома программиста.
Есть большой разрыв между миром бизнеса и миром IT. Если бизнеcмены попробуют поговорить с айтишниками, им будет очень трудно из-за этого разрыва. Например, вам может показаться, что просто добавить какую-нибудь кнопку очень легко. Но для этого программисту может потребоваться полностью переписать всю его программму. Это не так просто, как вы думаете. В другом случае вы можете думать, что что-то очень сложно. Но для программистов, это достаточно просто добавить еще одну строчку в программе. И он может сделать это за 10 минут. Всегда есть подобное недопонимание. Устранять взаимное недопонимание как раз и есть моя роль. Я прекрасно пониманию и тех и других. У меня хорошо получается вести бизнес и я хорошо понимаю технические аспекты. Я работаю как переводчик. Мои клиенты в основном бизнесмены. И я работаю с техническим людьми. Но без меня они не смогут договориться. Я нахожу самый простой путь и для тех и для других.