Алексей Ботвинов: «Классическая музыка - универсальный культурный код»

22.09.2015

Алексей Ботвинов принадлежит к элите мирового пианизма. Самый знаменитый украинский пианист, Ботвинов по праву считается одним из лучших исполнителей музыки Рахманинова в мире

Среди его чрезвычайно широкого репертуара более 30 концертов для рояля с оркестром. Ботвинов – единственный пианист мира, исполнивший сложнейший шедевр Баха «Гольдберг-вариации» на сцене уже более 280 раз.


Алексей Ботвинов гастролировал в более чем 40 странах мира. Выступления пианиста соло и с ведущими оркестрами в крупнейших концертных залах — Берлинской Филармонии, Лондонском Вигмор-Холле, Цюрихском Тонхалле, Московском Доме Музыки, в других лучших залах Европы и Азии — пользуются неизменным успехом у публики и прессы.

Алексей Ботвинов говорит о том, что в классической музыке зашифрована сложная, но понятная каждому человеку информация. Она позитивно влияет на все структуры организма, восстанавливает его, затрагивая самые глубинные слои сознания. Эта музыка влияет не на разум. Это знание, доступное только сердцу…

Влияние классической музыки

Музыка воздействует не только на такие тонкие вещи как сознание, психика, настроение, но даже на структуру воды, растений. Проводились исследования, когда под воздействием разной музыки менялась структура воды, в сопровождении техно-музыки атомы буквально разрывались. В случае классики формировались красивые картинки. Давно доказано, что под классическую музыку растения лучше растут, коровы обильнее дают молоко. Безусловно, влияние классики на личность человека трудно переоценить. Проводились исследования касательно развития детей. Они показывают, что человек развивает свой творческий и умственный потенциал лучше, если он изучал классическую музыку и периодически ее слушает.


Классическая музыка не связана с языком, поэтому она совершенна. Я гастролировал более чем в 40 странах. Любопытно, что люди разных цивилизаций реагируют на нее практически одинаково. В определенных местах публика одинаково грустит, в других - ликует. Получается удивительная вещь: классическая музыка – эсперанто для всего человечества, и в этом ее главная ценность. Одна из проблем нашей страны заключена в том, что в последние десятилетия не было соответствующего развития классической музыки. Многих проблем в нашем обществе не было бы, если бы к классике приобщали с детства.

Как научиться понимать классическую музыку

Чтобы пришло понимание такого вида музыки ее нужно просто слушать. Можно учиться в музыкальной школе, читать специальную литературу. Но самый простой путь – просто слушать ее.

После прослушивания более пяти раз одного и того же произведения открываются какие – то личные индивидуальные переживания.

Ведь классическая музыка пишется не для профессионалов, а для публики. Но тех, кто не виртуозно не разбирается в классике, она действует еще сильнее. Поэтому, чтобы наиболее полно оценить классическую музыку, нужно слушать ее живьем, приходить на концерты.

Классическая музыка доступна для понимания разным поколениям. Если внимательно посмотреть на западную публику, то это люди, в большинстве своем, старшего возраста. Но эта ситуация меняется. 30 лет назад был термин «зал одуванчиков». Бывало, приходишь в зал, а там сидят одни седые люди. Сейчас публика молодеет. Если человек с детства не знаком с миром классики, то, как правило, он приходит к этому во второй половине жизни. Если кто-то из композиторов зацепит такого слушателя, то он уже наш. Если ребенку или тинейджеру удается попасть в орбиту классической музыки, то он всю жизнь будет находиться в ней. Если же он слушает рок или попсу, то после 40 он все- таки попадает в классику.

О хорошем музыкальном вкусе

Хороший музыкальный вкус – понятие сложное, ведь каждый имеет право на свое мнение. Но есть вещи, проверенные временем. Сегодня классическая музыка не так популярна, как раньше. Но если произведению 200 лет и они звучат в концертных залах, значит, они прошли свою проверку. Это касается и других музыкальных направлений. Я не ретроград и не даю четких советов по поводу музыки – что хорошо, а что – плохо. Время покажет… Я считаю, что многие современные группы войдут в историю, такие например, как Garbage , Coldplay. Это могут сказать и про электронную музыку.

О том, как появилась любовь к классической музыке

Я вырос в семье музыканта. Каждый раз, просыпаясь, я слышал игру матери на фортепиано. Классика была у меня в крови. Но музыке меня учили спокойно, без фанатизма. В 9 лет я осознал, что хочу заниматься музыкой, это было осознанное решение. Начал с музыки Баха.

На Новый Год я пересматривал подарки под елкой и нашел среди них ноты Баха. Я развернул их и начал играть. Это было странное удивительное чувство. Обычно, дети не любят Баха, но я с интересом играл. В тот момент я понял, в чем мое призвание. И, к счастью, моя мечта совпала с объективной реальностью.

О музыкальных предпочтениях, не связанных с классикой

Будучи тинейджером, я был яростным рок-фаном. На чаше весов были классика и рок-музыка. Я отлично знал рок 70-х годов, мог сыграть на фортепиано практически любую композицию. До сих пор ценю рок, периодически слушаю, слежу за развитием рок и поп направлений. Очень уважаю джаз. В юности даже слушал техно, но это тупиковая музыка, она забирает много энергии. Многие современные музыкальные направления, на мой взгляд, имеют пути развития.


Вдохновляет…

Семья, любовь, близкие люди. Очень люблю путешествия. С детства мечтал бывать в разных местах земного шара. Мой дедушка был моряком и часто рассказывал о дальних странах. Я не знаю, что из его повествований было правдой, а что – вымыслом. Мне повезло, путешествия стали частью моей работы. Бывая на гастролях, обязательно нахожу время на то, чтобы изучить страну, которую посещаю. Тяжело сказать, какие страны понравились более всего. Швейцария близка тем, что там было много выступлений. Это практически мой второй дом. Там везде порядок и прекрасные горы. Особое отношение к Азии. Там развитие классики только начинается. Но люди наполнены энтузиазмом. Недавно выступал в Индонезии (Джакарт). Многие произведения, которые я там играл, публика слышала впервые. Успех был огромный! В странах Азии сейчас настоящий бум классической музыки.

Кроме этого, меня очень вдохновляют литература и кино. Это авторское элитное кино, блокбастеры, фантастика и многое другое.

Одесская музыкальная публика

У нас очень хорошая музыкальная публика. Она знающая и разбирающаяся, не надменная и очень теплая. К примеру, московская публика очень рафинированная, ведь выбор концертов очень велик. Москву очень тяжело покорить. Это же могу сказать о Германии. Мне удается добиться отклика, но это непросто. В Одессе слушатели более отзывчивые. Если музыканту есть, что показать, то прием будет теплый. Увы, к нам приезжает мало звезд мировой величины. Это происходит по разным причинам, и одна из них – материальная. Чтобы приехали известные музыканты, организаторы вынуждены ставить очень высокие цены за билеты, около 200-400 евро. Это дорого для наших людей. Нужны спонсоры, которых очень мало. Публика страдает, так как не слышит живьем лучшие образцы. Эту ситуацию надо менять. Я пытаюсь сделать это.

Нужно общее понимание в обществе и в бизнес – кругах в частности, что музыка нуждается в поддержке.

Мы все говорим, что Одесса – это бренд, высокая культура, традиции. Но классическую музыку надо слушать вживую, а не по телевизору! Нужно менять ситуацию, чтобы к нам смогли приехать известные музыканты.

О музах…

Музыканты – это люди, которые очень тонко чувствуют окружающую реальность, поэтому без музы никуда! Может, это звучит как клише, но когда ты видишь рядом с собой человека, который понимает и ценит тебя, то действуешь совершенно иначе в творческом плане. Если бы сейчас в руках был бы бокал, то поднял бы его за одесских женщин!

Беседовала Татьяна Андреенкова

Видео: Андрей Володько.

Благодарим ресторан «Кларабара» ( г.Одесса, ул. Преображенська, 28) за помещение, предоставленное для интервью.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Татьяна Андреенкова

Журналист

Социолог, журналист, копирайтер. Занималась исследованием молодежных субкультур Украины, изучая их жизнь и традиции. Автор публикаций в научных и периодических изданиях. Пишет о молодежи, культуре Одессы, религии, музыке, потребительском поведении, рекламе и многом другом.


Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...