Украинская эпатажная художница, тележурналистка, арт-критик, актриса, видеомейкер и парфюмер Ута Кильтер – это феномен Одессы, один из ее главных бунтарей и шок-терапевтов.
Ута нещадно разрушает шаблоны и стереотипы, не стесняясь высказывать самые смелые суждения прямо в лицо. Она вызывает гамму противоречивых чувств, но никого не оставляет равнодушным.
Ута окончила философский факультет Киевского государственного университета. Стажировалась на Берлинском телевидении, на ТВ в Швеции и "ВВС World". Получила стипендию на обучение в ФРГ, работала во Франции. Сотрудничала с австрийским государственным телевидением. Проводила мастер-классы по "video dans performans" в Швеции, Норвегии, Франции, была ведущей программы "Ситуация Ута" на ТВ. Живет в Одессе. Снималась в фильмах режиссера Киры Муратовой.
Ута – не просто активный человек, это неугомонный организатор и автор самых необычных идей. Ее проект «Экоурбанизм 001» вызвал немалый интерес общественности, он направлен на улучшение экологической обстановки в нашем городе. Ута затронула наболевшую для современного общества проблему – утилизацию полиэтиленовых пакетов, которые нещадно загрязняют окружающую среду, разлагаясь несколько сотен лет. Этот проект носит и автобиографический характер, в экспозиции выставки представлены пакеты из разных стран мира, где проходила жизнь Уты. Одна часть полиэтиленового мусора пошла на экспозицию выставки, другая - на создание образа Нифертити.
Мы встретились с Утой на «Чайной фабрике», чтобы познакомиться с ней и побеседовать о жизни, искусстве, успехе и многом другом.
Кто я такая и как попала в искусство
Я арт-критик, занимаюсь социальной философией искусства. Меня интересует искусство как объект, на котором можно показать социальные проблемы, то, чем живет общество, как люди взаимодействуют и что за всем этим стоит. То есть искусство аккумулирует и концентрирует тексты. Читать можно долго и нудно. Картинка более убедительна, текст только корректирует то, о чем идет речь.
У меня диплом Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, того университета, который был мужским, того факультета, где мы изучали математику, физику. Это было очень солидное образование.
Когда я поняла, что искусство - это мое…
В школе я не училась. Я помню мой первый диплом - это киевское государственное хореографическое училище, я – профессиональная балерина. Моя выучка – это одна из последних учениц А.Я.Богатовой. Она в свое время Уланову и Павлову воспитывала. Нас тренировали на «Лебедином озере». Отбор там был такой же, как и в ГИТИС. Со всей Украины взяли всего 12 девочек, у них были идеальные пропорции, как в Древнем Египте – длинные ноги, руки, шея. Нас приняли туда и сообщили, что мы совершенны. У меня очень правильные пропорции тела и поэтому нет комплексов! Я мечтала о хореографии, как и многие девочки. Моим главным кумиром было искусство, классическое искусство.
Когда с балетом было закончено, я поняла, что пройдя школу Березиной, заниматься тем же самым будет бессмысленно. У меня были мозги, я родилась в доме с огромной библиотекой, постоянно читала, получила дополнительное музыкальное образование. Настал момент, когда я поняла, что надо идти на философию и отучилась на философа. Затем мне опять повезло. Времена изменились, и можно было заниматься искусством, а не искусствоведением.
Мой поворотный момент
Наступил момент, когда в моей жизни появился мужчина, который ухаживал за мной. Он работал на судоремонтном заводе. После знакомства со мной он оставил это занятие и начал рисовать. Затем мы начали работать на телевидении. Я туда попала благодаря съемкам в фильмах Киры Муратовой, снялась в девяти ее фильмах.
Мое понимание современного творчества
Это то, чем я занимаюсь, это действительно социальная философия. Арт-критик – это человек, который рассматривает общество как социальный феномен, где через искусство можно объяснять людям, как взаимодействовать с нашим, по-прежнему больным обществом, где права и достоинства человека недооценены. Я училась и работала в Европе, мне было достаточно сложно возвращаться. Тут очень тяжело применять те каноны, к которым я привыкла там. Скажу горькую истину: очень мало людей, которые готовы к этому. Люди разъезжаются со страшной силой, на улице уже не осталось лиц... Единственный позитив – майдан у Дюка, где я увидела большое количество Людей. Значит, не все потеряно. Есть с кем работать. Мне все задают вопрос: почему вы не остались работать в Европе? Я отвечу – здесь надо работать! Где сложнее, там и интереснее.
Можно ли заработать, занимаясь искусством?
Нельзя! Даже по европейским канонам от продаж живет только 3% художников, которые живут этим, сотрудничают с галереями. То есть там искусство не нацелено на продажи, но все они работают в смежных областях, профессиях. Там художники очень образованы, они работают над собой. А у нас как: руками помахали, прикинулись сумасшедшими и уже художники. У нас принято – если это художник, то он либо дегенерат, либо эмбицил. На западе художники очень развитые люди, с ними интересно беседовать, они отлично ориентируются в разных темах. В цивилизованных странах в каждом регионе есть центры современного искусства, музеи. Там государство поддерживает искусство, художники могут участвовать в серьезных проектах и создавать не то, на что хватает денег, а делать полноценные объемы. В цивилизованных странах все происходит цивилизованным образом.
Об успехе
Когда я училась в Германии, был популярен такой принцип: Ута, ты должна зарабатывать себе имя, а потом это имя будет кормить тебя. На данный момент имя есть, но поскольку я не имею коммерческой ценности в этой стране, то мое имя кормит очень плохо и слишком мало людей понимает, чем я занимаюсь. Интеллектуальный продукт в этой стране не ценится! У нас до сих пор живо понятие искусствовед. Это сталинский термин. Откажитесь от него! Искусствоведы - это идеологи. У Сергея Довлатова прочитала недавно, он цитирует беседу двух литераторов о том, что идеологически правильное искусство должно быть партийным или антипартийным. Литераторов прерывают замечанием о том, что это высказывание равно вопросу: хорошо или плохо воровать в гостях серебряные ложки. То есть искусство должно быть искусством! Я визуал, и могу сказать, что наблюдая за мимикой, жестами, особенностью тембра голоса можно узнать о человеке все. В Древней Греции говорили: «Заговори со мной, чтоб я тебя увидел».
Искусство - это то, что занимается человеком как живым существом со всей его телесностью, пластичностью.
Совет юношам-художникам
Качайте мозги! Иначе в лучшем случае будете рисовальщиками. Натюрморты и пейзажи – это давно не искусство. Это коммерция, которая имеет ценность сегодня и сейчас. В искусстве другой подход, там другой критерий. Надо работать со зрителем и объяснять ему, что такое хорошо, а что не ахти.
Не надо применять критерий «оно мне нравится»; это должно быть что-то большее…
О сложностях творческой работы
К сожалению, проекты реализовывать негде и не за что. Должна быть поддержка со стороны государства. С идеями в Одессе все хорошо, но вот как это реализовать? Радует то, что среди следующей генерации художников (25-35 лет) есть ребята с мозгами, понимающие, чем они занимаются и зачем они это делают.
Беседовала Татьяна Андреенкова
Фото, видео : Андрей Володько