На конференции, посвященной круизному туризму, мы познакомились с редактором журнала "Украинский туризм" и поговорили с ним, как с человеком, который профессионально продвигает туристическую отрасль.
Одесса — это не только курортно-рекреационный комплекс, но и — не надо забывать — важнейший транспортный узел. Мы достаточно много пишем не только об Одессе, но и об одесском регионе. Например, настойчиво указываем на то, что необходимо построить нормальную дорогу до Измаила и дальше – до Рени. Мы говорим о том, что надо организовать хорошее железнодорожное сообщение с Измаилом, и вообще всячески развивать этот регион.
Что касается круизного туризма, то черноморский
регион находится далеко не в лучшей позиции.
А после начала войны его привлекательность понизилась…
Технические
негативные причины —
два стамбульских моста. Под ними могут
пройти лайнеры определенного размера и не больше. В Стамбуле была серия
терактов, после чего уменьшилась
привлекательность Турции. Многие круизные компании перестали заходить в
Стамбул и во все турецкие порты. Что уж тут говорить о черноморском регионе и
проходе через Босфор. Поэтому MICE-судов, судов-казино мы вряд ли дождемся.
Хотя кто его знает — может, что-то кардинально
изменится.
Я считаю, что черноморскому региону стоит возрождать
традицию кольцевых круизов. Когда-то
была крымско-кавказская линия, которую одесситы называют до сих пор
"крымско-колымской". В 2013 ее попытались возродить. Ходил маленький
лайнер «Адриана», он сделал пару круизов, началась война и все закрылось.
Надо подумать о возрождении кольцевых круизов: Одесса, Батуми, турецкие порты, Стамбул,
Болгария, Румыния. Может, это были бы не самые новые и большие суда, но, в принципе, достаточно бюджетный продукт и при хорошем
промо его можно неплохо раскрутить. Никаких других вариантов я не вижу. Большие
суда для одесского региона, которые ходят по Карибам, не смогут выйти из-за
стамбульских мостов. Просто пускать их
по этим линиям – они не окупятся. Эти суда стоят миллиарды. На мой взгляд, надо создавать кольцевые
линии, нужна координация между странами черноморского экономического
сотрудничества в привлечении тех, кто может и хочет сюда зайти. Что же касается Крыма, то пока этот регион Украины не будет
освобожден, никакого круизного туризма там быть не может по определению.
А вот въездной туризм при нормальном состоянии инфраструктур и
эффективном промо мог бы приносить
неплохую прибыль. Но вы сами знаете, что для этого необходимы дороги, аэропорты, лоукостеры, приемлемые по цене
авиабилеты. Нужно международное сообщение. Въездной туризм в Одессе сейчас работает не на полную мощь.
Хорошие прибыли могли бы приносить здравницы, потому
что люди моего поколения еще помнят, что
такое Куяльник. Да и кроме Куяльника у вас существует достаточно много привлекательных объектов. Для развития
необходимы инвесторы, серьезные вложения, соответствующий бизнес-климат, чего
пока у нас нет.
Мало используются транзитные возможности Одессы
и одесского региона. Одесса могла
бы стать неким транспортным хабом для
Украины и для восточной Европы. Это, в принципе, возможно! Из-за войны с
Россией часть воздушного пространства Украины закрыта, многие самолеты летают
через Одессу. Можно было бы сделать Одессу транзитным хабом, таким же, как и Киев. Авиакомпании не тратили
бы полетное время и топливо, но это возможно при четкой координации
авиаперевозчиков Украины.
Была такая идея, и мы ее озвучивали. Возможно, она когда-то будет реализована.
О
промоции одесского региона
Любой проект, который основан на личной выгоде,
обречен на провал. И только когда люди понимают, что общественному нужно отдать
какую-то долю своих сил, времени, ресурсов, тогда проект ждет успех.
У Одессы есть символика, бренд и даже торт, который
я еще не умудрился попробовать. Мне кажется, что общественное промо должно быть
организовано неравнодушными людьми, которые понимают, зачем и для чего это
нужно. Если ставить во главу угла собственную выгоду, то попрет фальшь.
Стоить говорить о координированной политике.
Поставщик туристических услуг мало что может сделать в плане промоции региона,
у него есть свой бизнес, и все силы он отдает ему. Но мне кажется, должна быть
(и она есть) общественная организация, ассоциация, задачей которой будет
промоция —
продвижение туристических возможностей
одесского региона не только в Украине, но и за рубежом.
Греческая
площадь, Французский
бульвар, Итальянский бульвар, улица Маразлиевская —
это все связано с основателями Одессы, с теми, кто здесь жил, работал и о ком
люди помнят! Промопродукт для иностранцев в Одессе можно строить на ее
универсальности, на ее мультикультурности,
потому что, так или иначе, Хосе
де Рибас был каталонским дворянином. Уже на этом основании сюда можно
привлекать туристов из Каталонии —
они очень блюдут свою автономию,
историю, культуру. А вот же ваш представитель, создал такой вот город.
Приезжайте и посмотрите!
Нужно более эффективно развеивать мифы. Не секрет,
что Украина находится в состоянии войны
с Россией и вражеская пропаганда выливает много негатива на нас. На мой
взгляд, противодействовать этому
негативу достаточно просто. Нужно приглашать приехать и посмотреть! Надо
привозить к нам представителей общественных организаций из соседних стран.
Посмотрите, какая у нас "война".
Вражеская пропаганда
должна развеиваться качественным промо. Часть людей, которые говорят,
что в Одессу нельзя ехать из-за войны, работают на вражеской стороне. Это их работа! Есть люди, которые вроде бы и
не работают на врага, но мозги у них так испорчены, что все равно какую-то
гадость они непроизвольно ввернут. Необходимо дать понять людям, что
русскоязычных тут не режут и нет никакой
опасности.
Журнал «Украинский туризм» считает своим профессиональным долгом описывать возможности всех украинских регионов, в том числе и Одессы.
О
журнале
Мы пишем обо всем, не только об украинском туризме.
Это бизнес-издание для представителей сектора
В2В, оно предназначено для профессионалов: туристических компаний,
отелей, резортов и так далее. Нас читают специалисты.
Журнал не ориентирован на конечного потребителя туристических услуг. В конце концов, на рынке достаточно
изданий, которые публикуют информацию для туристов. Для профессионалов остались только мы.
Мы занимаемся аналитикой, первые два номера в году
посвящены итогам прошлого года,
составляем рейтинги и разъясняем,
почему так происходило. Большое внимание уделяем прогнозированию, представляем
разные туристические направления — как уже
созданные, так и перспективные.
Например, в последнем номере за прошлый год размещено интервью с румынским сенатором, который высказывает свое мнение по поводу того, как
должен развиваться туризм между Украиной и Румынией.
Беседовала Татьяна Андреенкова