«Чувство юмора заложено в каждом из нас»

22.12.2015

Дмитрий Шпинарев — человек, который умеет не только пошутить, но и организовать серьезный проект и сделать его успешным.

Шоумен, КВН-щик, куратор крупнейших юмористических мероприятий (в частности — одесской юморины), организатор одесской бизнес-лиги «Что? Где? Когда?», предприниматель и просто умудренный жизнью человек, с которым интересно общаться не только на веселые темы. Дмитрий прошел непростой путь от КВН-щика до предпринимателя, разрабатывая собственные подходы и успешно реализовывая их в жизни.


Как вас изменил КВН?

В КВН попал случайно, хотя нет, не случайно! Я служил в студенческом театре эстрадных миниатюр. Когда в университете создавалась группа актеров, она стала одним из костяков будущей команды. Это было в 1986 году. В 1988 году, вернувшись из армии, я случайно проходил мимо института. Был жаркий август, и я решил выпить газировки и нарвался на одного из руководителей команды. Он крепко схватил меня за ухо и завел в комитет комсомола, где создавалась команда. Попадание в атмосферу коллектива перечеркнуло игры на свадьбах, заводскую работу. Командный дух втянул меня обратно. Нет возможности прожить жизнь дважды. Если бы я тогда не зашел за газированной водой, возможно, жизнь сложилась бы иначе. Возможно, меня и погубил этот заход за водой.

Как совместить творчество и системный подход?

Путь хоть тушкой, хоть чучелом, но связан с тем, что хотя бы отдаленно напоминает творчество. Чем бы я ни занимался, ко всему отношусь творчески. Но не всегда это правильно. В бизнесе системные подходы гораздо ценнее творческих. Может, ты загорелся идеей и сутками умираешь над ее реализацией, затем снова находишь новый проект и снова занимаешься ним.

Сочетать творчество и системный подход очень сложно. Чистое творчество тяжело ввести в систему. Хорошая творческая идея может прийти в любое время суток, недели, года. Если говорить о творчестве, а не о ширпотребе. Конечно, ежедневно в 10 утра я могу что-то придумывать. В итоге это будет неинтересно ни мне, ни окружающим.

Чтобы создавать интересные события, нужно дать себе погрузиться в пустоту.

Как это делают музыканты. Они записывают альбом, а затем гастролируют по полгода, уезжают в туры. Деньги, поклонники, тусовки. Затем на 4-5 месяцев уходят в студию записывать альбом. Надо пересидеть в этом подвале, чтобы пришли ценные мысли.

Чувство юмора - дар Божий или приобретенное знание?

В зачаточном состоянии чувство юмора есть у всех. Это как пупок, уши, голова. Но оттого, в какую компанию ты попал в детстве, в юношеские годы, в какой обстановке ты рос и учился, зависит развитие чувства юмора. Можно ли приобрести это чувство? Если на протяжении 10 лет еженедельно произносишь чужие шутки на сцене, то начинаешь мыслить юмористически. Ты не можешь говорить серьезно, и с тобой не могут говорить серьезно. У тебя начинает по-другому работать мозг, речевой аппарат сам по себе создает смешные фразы.

Каким подходам научила жизнь?

Еще в середине 90-х я вел юморины, затем много лет входил в некий оргкомитет. Я был счастлив в этом участвовать. Тогда юморины проходили во дворце моряков, собиралась очень веселая компания. Что-то придумывали, приносили мысли. Если мои идеи находили поддержку режиссеров, то я очень радовался. В 2004 году я стал генеральным продюсером юморины. Это тяжелая работа, как и любая другая. Копать ямы и организовывать мероприятия – это практически одно и то же. Ты видишь готовое произведение – закопанную яму и также видишь организованное мероприятие.

С другой стороны, мне было легко работать. Команда собралась быстро, вот уже много лет мы учим друг друга и помогаем друг другу. Я кого-то учу, чему-то учат меня.

Я научился доверять профессионалам и не лезть в их работу!

Я не вкапываюсь в мелочи и не мешаю людям делать их дело. Тогда они растут, и все работает, как четкий механизм. В школе студенческого театра нас учили театральному искусству. Я получил два образования — математик-программист и режиссер самодеятельного коллектива. Основы режиссуры мне знакомы и многие методы использованы в личном опыте. Пользоваться элементарными законами при организации мероприятий – это необходимость. Если не хватает опыта – надо взять на работу режиссера. Поделиться с ним своими деньгами. Но без режиссера делать мероприятия невозможно. Даже я, обладая режиссерским образованием, нанимал режиссера на отдельную постановку. На любом месте должен быть качественный специалист. Задача руководителя — привлекать лучших из лучших, даже если они тебе не нравятся. У меня были ситуации, когда я привлекал специалистов к работе, с которыми не дружу по жизни. Ведь они – лучшие. Дело важнее личных симпатий!

Любая цена имеет свое качество. Если речь идет о детском празднике, огромный штат не нужен. Но если мы говорим о чем-то серьезном… Поговорим о фестивале «Лига смеха». Я стремился к тому, чтобы этот фестиваль проходил в Одессе. Это серьезное мероприятие, которое требует больших усилий. Телевизионная команда состоит из 84 человек. Еще отдельно 15 человек работают для того, чтоб механизм работал как часы.

Нельзя делать тяп-ляп, иначе проект рухнет и задавит вас собой.

Когда в 2008 году бабахнул кризис, многие люди, которые хотели организовать праздник, поступали следующим образом – брали ведущего и просили его помогать со всем остальным. И это был бюджетный вариант. Не надо было нанимать целую команду специалистов. Взял ведущего, собрал вместе с ним ди-джея и праздник готов! Мы можем купить ткань за 2 доллара погонный метр, а можно ее купить за 20 долларов. Это разная ткань и ее качество будет разным.

Подход к бизнесу

В шоу-бизнесе, политике принципы одни и те же. Более того, я выделяю наиболее проверенные приемы и применяю их в направлениях, далеких от бизнеса. Это тоже работает. Предпринимательством пришлось заняться, так как телевидение в конце 90-х поугасло. До этого времени спонсоры нам давали деньги, и мы на них прекрасно жили. Но все закончилось. В начале 90-х начался кризис и нужно было заниматься бизнесом, зарабатывать деньги на все эти телепередачи. Предпринимательство занимало столько сил, что на 3-4 года пришлось забыть о творчестве. Затем, когда бизнес сформировался, я вернулся в творчество.

Планирование в бизнесе

Суть игры в КВН. К примеру, у тебя выступление в пятницу 7 вечера. Все свои силы и ресурсы надо вложить в него. В понедельник не получится его переиграть. Живешь в режиме аврала, пока этого не сделаешь. В бизнесе тоже самое – второго шанса нет. Очень важно стратегическое и тактическое планирование. Без стратегии тактика работает полчаса. Для того, чтобы облегчить себе стратегическое планирование, следует применять такое понятие, как бренд. Следишь за развитием бренда, участвуешь в его развитии – тем самым загоняешь себя в стратегическую линейку. Следишь за тем, чтобы не сломать стратегию. Когда из красивого названия ты хочешь создать бренд, то сама жизненная ситуация вгоняет тебя в стратегическое планирование. Нужно подумать, как будет выглядеть бренд через 10 лет, что будет входить в совокупность его характера, и что будут знать о нем потребители.

Тяжело ли доверить свое дело другим, ведь бизнес – как ребенок?

У каждого из нас есть дети, которые рано или поздно вырастают и оказываются без присмотра. Чем чаще мы даем им независимость, тем быстрее они становятся самостоятельными. В 18 лет я служил в армии в чужой стране и выживал, как мог. Мои родители были далеко. Также и бизнес не может быть привязан к одному человеку. Можно ведь куда-то уехать, заболеть, ситуации бывают разные. И все рухнуло и остановилось. Только стратегические вопросы должен решать собственник. Если на нем завязать всю тактику, то предприятие так и останется лотком с семечками, оно не будет развиваться. К примеру, ты хочешь открыть второй лоток с семечками и нанимаешь человека. Риск в том, что он может не справиться. Но бизнес – это вообще риск. Нужно давать самостоятельность. Если ты только закупаешь сырье и жаришь семечки, а у тебя 3-4 нанятых продавца, то они должны решать многие вопросы самостоятельно.

У подчиненного должно быть право на ошибку, иначе он не научится ничему. Должна быть свобода в принятии тактических решений.

Если работа не приносит удовольствие…

Все мы работаем для того чтобы жить, а не живем ради работы!

Мы ходим на работу ради того, чтобы есть, одеваться, отдыхать. Приходя на работу, мы должны думать только о заработке. Уходя с работы, мы должны думать о жизни. Порой так увлекаешься работой, что тебе не хватает времени жить. Если бизнес не приносит удовольствие, нет никаких гарантий, что новое дело не надоест. Надо попытаться найти плюсы, чем бы ты не занимался . Это все продукт, который ты производишь. Неважно, на чем создавать добавочную стоимость. От меня когда-то уходили подчиненные, через время понимали, что там такая же рутина.

Я занимаюсь мебельным бизнесом и это не связано с моими образованиями. Так сложилась жизнь. Если ты делаешь качественный продукт, то обязательно получишь удовольствие от этого. Но рутина возникает еще и от однообразной работы. Если долгое время делать одно и то же, то наступит скука. Любой продукт станет эмоцией, которую ты продаешь. Эмоции никарагуанского фермера, молдавского винодела и украинского фермера одни и те же. Людям хочется комфорта, уюта, радости, улыбок.

Каких ошибок не прощает бизнес

Когда мы разоримся, я расскажу. Тьфу-тьфу-тьфу. Когда-то в 90-х годах я прочитал статью одного украинского олигарха, а сейчас просто бизнесмена. Статья носила название: «Никогда не покупай шубу жене с первой прибыли». Этот тезис стал для меня определяющим. Когда ты на первую прибыль покупаешь Porsche Cayenne или дорогой свитер (смотря, сколько заработал), то, скорее всего, бизнес закроется. Прибыль надо максимально вкладывать в развитие. Предприниматель должен двигаться вверх и развиваться. Стоит постоять на месте, расслабиться – все, ты полетел вниз.

Как пережить кризис

Кризис пережить несложно. Чтобы в кризис зарабатывать столько же, сколько и раньше, надо потребителю дать больше за эти же деньги. Но не больше товара, а больше добавочной стоимости. В убыток тоже работать не стоит. Надо давать больше сервиса, уделять внимание качеству, давать больше возможностей, изучать рынок. Даже в самой нищей стране мира 20% людей очень богаты. Не стоит жалеть денег на рекламу. Когда наступил кризис, мы почти все деньги вбухали в рекламу. Как-то встречаю знакомого, который работал на крупном рынке. Говорит, наступил кризис – надо переждать. Я ответил ему, что пусть они пережидают, а мне надо бежать! Раз есть такие настроения, надо быстро бежать и быстро развиваться.

Беседовала Татьяна Андреенкова

Фото, видео: Андрей Володько


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Татьяна Андреенкова

Журналист

Социолог, журналист, копирайтер. Занималась исследованием молодежных субкультур Украины, изучая их жизнь и традиции. Автор публикаций в научных и периодических изданиях. Пишет о молодежи, культуре Одессы, религии, музыке, потребительском поведении, рекламе и многом другом.


Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...