Для некоммерческих организаций (НКО) финансовая устойчивость имеет особое значение.
Трудоемкий процесс сбора средств для ее обеспечения получил название — фандрайзинг, реже — фандрейзинг (англ. — fundraising). Это работа по привлечению денежных средств государства, бизнеса и граждан, а также материальных, человеческих и информационных ресурсов.
Задачи фандрайзинга
Не стоит
путать фандрайзинг с привлечением инвестиций. Цель инвесторов — извлечение
прибыли. Так как фандрайзинг связан с поиском средств для некоммерческих
проектов, то о получении дохода не идет и речи.
Задача
фандрайзера заключается в поиске жертвователей для реализации проекта. Важно
разделять такие понятия, как донор и спонсор. Доноры — это организации,
предприятия или частные лица, которые делают безвозмездные пожертвования либо
дают гранты. Чаще всего это банки, благотворительные фонды, крупные компании.
Спонсоры финансируют мероприятия или какую-либо организацию, чтобы их
поддержать и заоодно себя прорекламировать. Поэтому спонсоры и доноры — не одно
и то же.
Фандрайзер
должен понимать, что донор — это партнер некоммерческой организации, который должен
чувствовать сопричастность с происходящим, и в то же время ему должно быть
комфортно. Пожертвования должны быть добровольными. Отличным вариантом будут
длительные отношения с донором. Это одна из стратегических задач фандрайзинга. Поддержать
теплые отношения с донором можно быстро откликаясь на просьбы о встрече,
информируя о происходящем, приглашая на значимые мероприятия, поздравляя с
праздниками. Жертвователь должен понимать значимость и важность своего вклада и
чувствовать свою вовлеченность в деятельность организации, для которой жертвует
средства.
Также для
фандрайзинга необходимо укреплять авторитет, формировать общественное мнение в
пользу некомерческой организации, развивать длительные связи с донорами и
спонсорами.
Основные
методы фандрайзинга:
- Участие в проектах, которые финансирует государство.
- Организация различных мероприятий по сбору средств — аукционов, благотворительных вечеров, спортивных соревнований, концертов
- Участие в совместных проектах и получение целевого финансирования от международных организаций.
- Личные встречи с потенциальными донорами или спонсорами.
- Привлечение волонтеров.
- Рассылка писем-благодарностей.
- Использование Интернета — размещение своих web-страниц, сайтов с описанием программ и целей организации, поиск доноров и т.п.
- Реклама зачастую малоэффективна, но зато она охватывает широкую аудиторию. Это может быть размещение роликов на радио и ТВ, в Интернете, установка рекламных щитов, расклейка плакатов, распространение листовок, буклетов, календарей и другой рекламной продукции.
- Привлечение членских взносов.
Развитие фандрайзинга тесно связано с благотворительной деятельностью. Помните, что перед донорами и спонсорами необходимо постоянно отчитываться. Поэтому строго следите за учетом полученных и потраченных средств.