Как повысить прибыль компании? Что такое вовлеченность сотрудников? Как решить проблемы с наймом?
Почему сотрудники равнодушно относятся к компании, в которой работают? Об этих и других важных вопросах рассуждает президент международной консалтинговой компании "ПЕРФОРМИЯ СНГ" Владимир Сидоренко.
Что является главной причиной потери прибыли в малом и среднем бизнесе?
– У этого вопроса существует несколько аспектов. Можно смотреть на этот вопрос с точки зрения сотрудников (это самый правильный аспект, так как они производят всю прибыль). Чтобы осознать это, нужно первое лицо и всех топ-менеджеров включить в понятие «сотрудники». Лично я себя, президента и основателя компании, считаю сотрудником компании, ведь мы трудимся вместе для достижения общих целей. Можно сказать, что прибыль равна потенциалу сотрудников, умноженному на их вовлеченность. Потенциал сотрудников – это то, что они могут, сколько пользы способны принести. Потенциал поднимается двумя способами:
1) Можно
обучать, глубоко и по-настоящему, чтобы повысить возможности сотрудника. Но это
сложно и дорого, в малом и среднем бизнесе мало компаний могут себе это позволить;
2) В основном потенциал поднимается наймом.
Мы должны выбирать тех, кто может работать.
Важный момент: как мы ими управляем и как вовлекаем в работу? От вовлечения и мотивации зависит то, насколько они хотят работать. Проще говоря, польза, которую приносят сотрудники, зависит от того, что они могут и насколько они этого хотят. Потенциал – то, что они могут. Вовлеченность – то, что они хотят. А прибыль равна потенциалу сотрудников, умноженную на их вовлеченность.
Вовлеченность – это коэффициент от нуля до единицы. Образно говоря, скорость езды машины зависит от мощности двигателя (потенциала) и от того, с какой силой я жму на газ - это уже зависит от моей вовлечённости. Если я вовлечен полностью, то жму на газ с полной мощью. Есть сотрудники с высоким потенциалом, и могут они много, но они не очень хотят. Это все равно, что ехать на мощной машине, но под педалью газа иметь кирпич. Вот прибыль в малом и среднем бизнесе теряется на этих двух факторах: либо нанимают людей с низким потенциалом, либо плохо ими управляют (низкая мотивация и вовлечение). И на одном из этих факторов теряется прибыль.
Как использовать управление персоналом для увеличения прибыли?
– Надо осознать одну очень простую вещь: желание сотрудников работать в первую очередь зависит от руководства. Однажды меня попросили сформулировать определение лидерства. Я ответил, что лидер – это тот человек, который вызывает у своих сотрудников сильное и устойчивое желание работать. Это и есть вовлеченность. Если мы неправильно управляем сотрудниками, то у них снижается желание работать, и они используют свой потенциал не в полной мере. Задача руководителя – нанять тех, кто может работать и сделать так, чтоб они захотели работать.
Что такое вовлеченность персонала и как она влияет на развитие компании?
– В переводе на английский слово «вовлеченность» - это involvement . Но этот перевод неверен. В английских бизнес-сообществах, когда говорят о вовлеченности, произносят слово engagement , что значит обручение. Это дает понять, насколько глубокие и долгосрочные отношения предполагаются.
Вовлеченность – это термин, который последние 20 лет очень популярен в западном мире. Ни одно обсуждение вопросов HR и эффективности работы персонала не обходится без разговоров про вовлеченность. Предприниматели и управленцы в русскоязычных странах не очень знакомы с этим термином. Последние полтора-два года мы активно изучаем этот вопрос и стараемся восполнить этот пробел. Мы изучили эту область очень глубоко, оказалось, что у слова « вовлеченность» есть более 50-ти определений. Мы выбрали из них два самых правильных и подкорректировали. Вовлеченность сотрудника – это характеристика взаимоотношения организация-работник, которая показывает, насколько работник готов и желает выполнять действия, выходящие за рамки его прямых обязанностей и прилагать дополнительные усилия для достижения целей организации. Вовлечённость - это показатель компании, и какой в ней уровень взаимоотношений с сотрудниками. Вовлечённость показывает, насколько человек готов и желает выполнять действия, выходящие за рамки его прямых обязанностей. Например, есть серьезные ответственные люди, которые честно выполняют свои непосредственные обязанности, но дальше ни шагу не сделают. Как к ним относятся руководители? По-разному. Временами мы благодарны за то, что они выполняют свою работу. Но порой их равнодушное отношение к компании раздражает. Если человек вовлечен, он готов выходить за рамки своих прямых обязанностей. Вовлеченность также показывает, насколько активно человек рекомендует свою компанию в качестве работодателя и насколько он сам хочет работать в этой компании как можно дольше.
Признак высокой вовлеченности – живое участие сотрудников в том, чтобы в компании появились новые хорошие специалисты.
Почему? Им самим нравится работать в этой компании. А, когда нам что-то нравится, мы делимся этой информацией с другими. И, если человек вовлечен, он болеет за компанию, хочет сделать ее лучше. Вовлеченные сотрудники похожи на собственников компании: видя продуктивных людей, они хотят заполучить их к себе в компанию. Сотрудник вовлечен – значит, он радеет за свою компанию, выкладывается и старается работать как можно лучше. Он воспринимает бизнес как свой собственный и считает своим долгом сделать максимальный вклад в его процветание. Когда вовлеченный человек видит сотрудника с высоким потенциалом, он хочет перетащить его к себе в компанию. Оценить уровень вовлеченности просто: определите, сколько новых сотрудников пришло к вам при помощи уже работающих у вас специалистов, но не менеджеров по найму, которые должны этим заниматься в силу своих обязанностей. Мы специализируемся на найме, и один из самых важных вопросов для руководителей: «Где брать персонал?». В компаниях с высоким уровнем вовлеченности нет таких проблем, там сотрудники сами приводят новых работников. Найм и вовлеченность - это два фактора, которые влияют друг на друга. Если мы нанимаем неподходящий персонал, то и вовлечь его сложно. А если вовлеченность плохая, то с наймом проблемы, так как сложно искать кандидатов.
Как с помощью найма и управления персоналом использовать скрытый резерв бизнеса?
– Во многих странах сегодня кризис. Значение этого слова не всегда негативное, оно может означать скрытые возможности, точку перелома и смены направления. Многие говорят о скрытых возможностях во время кризиса, но не говорят где их брать.
В найме есть возможности во время кризиса: на рынке труда оказываются сотрудники, которые вне кризиса нам не по зубам.
Когда нет кризиса, эти продуктивные сотрудники уже где-то работают, а если они ищут работу, то их запросы по заработной плате такие, что большинство компаний даже мечтать об этом не может. Сейчас на рынке много ценных сотрудников, и их запросы по заработной плате снизились. Вопрос вовлеченности также приобретает большое значение: именно вовлеченные сотрудники помогают компании пережить трудные времена. И тут опять взаимосвязь найма и вовлечённости. Эти два фактора всегда должны быть в руках у высшего руководства компании, чтобы вести бизнес в нужном направлении.
Как повысить вовлеченность сотрудников – это вопрос всеобъемлющий. Он включает в себя многие вопросы: Как общаться с сотрудниками? Как их обучать? Как их мотивировать? Как их контролировать? Как их увлекать целью? Наши знания о вовлеченности умещаются в 8-дневный тренинг “ Фундамент вашей прибыли.Сделайте так, чтобы работали все». В двух словах об этом не скажешь. Но главное – чтобы руководители осознали, что именно от них зависит вовлечённость сотрудников, их желание работать. А от этого зависят все результаты компании, в том числе и прибыль.
Очень крутые компании, которые работают ради будущего и строят достойный красивый бизнес, уже давно измеряют уровень вовлеченности и уделяют внимание его повышению. У института Гэллапа есть эффективная методика измерения вовлечённости Q12. Теперь и мы создали свою методику измерения вовлечённости. Слово «вовлеченность» новое, но его суть не нова. И то, что задача руководителей - создать у коллектива желание работать, тоже не новость. Это старая больная проблема, которую пытались решать во все времена. Но, вовлеченности уделяли недостаточное внимание. Как показывает практика, первое лицо компании неплохо вовлекает сотрудников, с которыми имеет непосредственный контакт. В маленьких компаниях вовлеченность не является самой большой проблемой, там директор лично общается с каждым сотрудником. Обычно проблемы с вовлеченностью возникают у компаний с несколькими уровнями руководства. Чем дальше коллектив от высшего руководства, тем больше ситуация напоминает болото. Поэтому работать с вовлечённостью намного важнее для крупных компаний, иначе идеи руководителя не найдут отклика в коллективе. В компаниях с низким уровнем вовлеченности сотрудники возражают против любых изменений и нововведений. Если вы хотите что-то поменять в своей компании - начинать нужно с вовлечённости. Главное, осознать, что вовлечённость сотрудников зависит от руководства, а значит, мы можем с этим что-то сделать!
Беседовала Татьяна Андреенкова
Фото, видео: Андрей Володько