С 1 августа все публичные закупки в Украине осуществляются через систему ProZorro, с которой уже работают министерства и центральные органы власти.
В Одессе об электронных торгах активно заговорили в начале этого года: команда ProZorro приехала в мэрию обучать чиновников и предпринимателей.
27 января на официальном сайте горсовета сообщили, что
Департамент экономического развития первым апробировал новую систему закупок на
площадке SmartTender Biz, скромно закупив 8 картриджей для принтера за 15 520
гривен при стартовой сумме 18 700 гривен.
Сейчас электронными торгами уже пользуются
коммунальные предприятия «Теплоснабжение города Одессы» и «Международный
аэропорт Одессы». Другой вопрос, насколько эффективно у них получается.
Так, в 11 завершенных тендерах от КП «Международный
аэропорт Одессы» на плановую сумму больше 3,5 млн гривен показатель экономии
составил 0%. Аналогичный результат продемонстрировало КП «Теплоснабжение города
Одессы», на поддержание которого депутаты горсовета снова выделили 100 млн грн.
Интересно, что в СМИ аномальное количество сессий
горсовета за последний месяц связывают с запуском ProZorro: мол, в мэрии
пытаются провести как можно больше средств по еще действующей старой системе
закупок.
Так ли это, сказать сложно. Но возрастающая критика в
адрес электронных торгов, в том числе со стороны чиновников, подтолкнула нас к
анализу мифов, циркулирующих вокруг ProZorro.
Миф 1: Государство тратит деньги на содержание системы
Проект ProZorro был разработан и внедрен волонтерами и
общественными организациями. Ее юридическим сопровождением занималась
общественная организация «Transparency International Україна».
На пилотную версию, запущенную в 2015, авторы
потратили $35 тыс. На сегодня общая стоимость системы — более $500 тыс.
Финансирование предоставили международные доноры: Western NIS Enterprise Fund,
USAID, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Британский департамент
международного развития, Федеральное министерство экономического сотрудничества
и развития, GIZ, а также международный Фонд «Возрождение».
Сейчас ProZorro
администрирует Минэкономразвития, а права на систему принадлежат Украине.
Проект рассчитан на самоокупаемость: деньги на
содержание платит не государство, а площадки, через которые проходят торги. В
утвержденном Кабмином «Порядке функционирования электронной системы закупок и
проведении авторизации электронных площадок» указывается комиссия, которая
изымается администратором у операторов площадок. В свою очередь, операторы
получают фиксированную плату от участников торгов.
С ProZorro уже работает 8 площадок, еще 13 проходят
сертификацию. Число площадок не ограничено.
Миф 2: Коррупция останется прежней
Лишь в 2015 на открытых торгах удалось сэкономить 500 миллионов гривен. На сегодня объем торгов насчитывает 2,65 млрд гривен (на 146,49 тыс. тендеров). Как отмечали ранее авторы ProZorro, в среднем уровень экономии составил 12%, а коэффициент конкуренции – 2,83. В то время, как по старой системе госзакупок (в 2014), разница между бюджетом, который закладывал заказчик, и ценой закупки, составляла лишь 0,5%, а коэффициент конкуренции — необходимый минимум – 2.
Модуль аналитики ProZorro
По словам депутата горсовета Александра Борнякова, помогавшего внедрять электронные торги в Одессе, ProZorro не является абсолютной панацеей от коррупции, но это мощный публичный инструмент.
«Наивно ожидать от внедрения
ProZorro полного искоренения коррупции. Человеческий фактор никто не отменял, а
нечестный монополист, который зацементировал свое положение на рынке, вряд ли
испугается новой системы. Но публичные торги выкатывают на поверхность все
схемы, которые раньше проворачивали скрытно», — пояснил он.
Миф 3: Главное цена, а не качество
Одна из основных задач авторов реформы госзакупок –
создание конкурентной среды, что позволит сэкономить бюджетные средства.
Ценовое предложение является определяющим: кто предоставит товар или услугу за
наименьшую сумму, тот и победил. Но это не значит, что с меньшей ценой должно
падать качество. Во-первых, все в руках заказчика, который составляет
технические требования для участников. Во-вторых, в отдельных случаях заказчик
может учитывать неценовые критерии оценки.
Растиражированная в СМИ
новость о результатах тендеров от ПАО «Укргаздобыча» — пример успешных торгов с
высокотехнологическим предложением.
Два тендера по гидроразрыву пластов на сумму 135
миллионов гривен выиграла компания «Tacrom»: румынская дочка известной немецкой
фирмы. Экономия составила 27%.
Миф 4: Это сложно
Количество процедур по новому закону сократилась с 5
до 3. Двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений и предварительная
квалификация больше не будут применяться.
Обжалование результатов тендеров теперь будет
проходить в электронной форме, что должно уменьшить злоупотребления и повысить
оперативность.
*Надпороговые закупки – это приобретение за бюджетные
средства товаров и услуг на сумму более 200 тыс. грн. и работ — на сумму более
1,5 млн грн.
Источник http://mayak.org.ua