Альтернативное финансирование в Украине

01.12.2015

Альтернативное финансирование – опыт и перспективы для экономики Украины

О кризисе украинской экономики говорится так часто и так много, что это стало уже банальностью. Хотя ничего не меняется — ни факт прошлого года (падение ВВП — 45,4%, в долларах США)1, ни тренд года нынешнего. В мае 2015 года Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил текущий годовой прогноз падения ВВП Украины на 5,5%, потом, в июне, ухудшил прогноз до 9% 2, а в октябре вынес новый вердикт ожидания – 11% по итогам года3.

На этом фоне робкие предположения премьера Яценюка о росте ВВП Украины (1%) в последнем квартале текущего года, как и прогноз МВФ на следующий год (два процента роста) особых надежд не вызывают.

В таких условиях бюджет Украины-2015, в котором падение ВВП изначально планировалось на уровне 4,3%4 приходится рассматривать не столько как реальный экономический документ, сколько как сочинение на заданную тему (с элементами утопии).

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что «заданная тема» и действующего, и будущего бюджетов – это силовая операция на востоке страны, что практически исключает конструктивное использование ресурсов (для созидания). Политэкономическая же ситуация в Украине определяется потерей или деструкцией промышленно развитых регионов востока страны (всегда бывших основным источником валюты для народного хозяйства) и потерей рынков сбыта своих товаров (российского и крымского). Более того, практика показала, что даже произошедшее одностороннее открытие рынков Евросоюза совсем не компенсировало потерь на юго-восточном направлении: экспорт украинских товаров в Европейский Союз в первом полугодии 2015 года сократился на 35,6%5.

Отсюда вывод, который на ближайшие годы можно отлить в бронзе – рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государственного бюджета для частных бизнес-инициатив и социально-гуманитарных проектовне стоит. Там денег нет.

Не хотелось бы верить в пророчество действующего одесского губернатора Саакашвили о том, что «только через 20 лет мы куда-то дойдем. Через 20 лет мы дойдем к Украине Януковича по экономическим показателям»6, но что-то подсказывает, что он прав. Как и век назад, Украине теперь долго придется апеллировать к «уровню 13-го года» как к базе статистической оценки экономики страны.

Но жизнь продолжается, и следует искать альтернативные источники финансирования. Ведь геополитика не изменилась, и Украина (ее география, логистика, почвы, рабочая сила, промышленная инфраструктура) по-прежнему интересует не только развитый Запад (Европу и США), но и растущих гигантов Востока (Китай, Японию и прочих «азиатских тигров»).

Где-то получается. Впечатляющий пример альтернативного финансирования (фандрайзинга) в настоящее время показывает Западная Украина, где Ассоциация органов местного самоуправления «Еврорегион Карпаты-Украина»только за три года (2010-2012) смогла реализовать семь крупных проектов, профинансированных не из государственной казны, а средствами МИД Польши, Фонда «Евразия», компании «Теленор» (Финляндия), Фондом «Возрождение», USAID и иными финансовыми донорами. 

Не так давно мне удалось поговорить с известным тренером по фандрайзингу и очень неплохим «искателем ресурсов», председателем Совета директоров «Фундации имени князей-благотворителей Острожских» (г.Ровно) Русланом Крапличем. Ему было задано два очень важных вопроса, и ответы более чем любопытны.


Руслан, существуют ли какие-то иные, альтернативные источники финансирования для экономики Украины?

Давайте так…  В Украине зарегистрировано более 100 000 общественных организаций и более 15 000 благотворительных фондов. Они могут быть альтернативным источником финансовых поступлений, потому что они могут получать средства от граждан, от малого и среднего бизнеса, от крупных корпораций, не только украинских, но и внешних.

На сегодняшний день, если приблизиться к Одесскому региону, потенциал привлечения ресурсов примерно таков: ежегодно общественные организации могут привлекать в Одесский регион более 20 млн. евро для исполнения наиболее актуальных социальных, экологических и экономических проектов. Причем, это невозвратная финансовая помощь, их не надо возвращать, как в случае займа. Эти деньги, гранты, работают не только в социальной сфере, они поддерживают экономику, потому что на них закупаются товары и услуги, произведенные в Украине и украинцами.

И Евросоюз до 2005 года готов был выделять до 700 миллионов евро для Украины, но не было желающих получить. Сейчас ЕС готов давать более миллиарда, но общественные организации, опять-таки, не готовы их получать. Мешают насколько простых вещей.

Первое: общественные организации не могут подготовить проект, ведь проект для Еврокомиссии – это более 100 страниц текста…

Второе – не имеют переводчиков, которые переведут проект.

Третье. Общественные организации в Украине, в Одесской области в том числе, не имеют западноевропейских партнеров, как и потенциала управления крупными грантами.

Далее… Надо иметь не менее 10% своих денег, что бы получить больше. В Одессе, например, я не знаю много организаций, которые готовы вложить $100 000, чтобы получить миллион от Евросоюза.

Тут могла бы помочь местная власть, но ей надо принять решение, что она сможет под программы выделять какой-то ресурс. Местной власти это тоже выгодно: деньги-то приходят для решения местных проблем. В идеале последовательность должна быть такой: общественные организации готовят проекты, власть подписывает меморандум о поддержке приоритетных проектов, далее привлекаются доноры и создаются международные консорциумы… Но пока этого не делают ни общественные организации, ни местная власть.

Автор: Теория хороша… А вы можете назвать сумму средств, в привлечении которой в украинскую денежную систему вы принимали практическое участие?

Могу. Когда я возглавлял соросовскую антикризисную гуманитарную программу, а я ее возглавлял с 2009 по 2011 годы, у меня была более чем конкретная задача, с которой я справился: это привлечь из фонда Сороса не менее 25 миллионов условных единиц для преодоления последствий финансового кризиса. Я не только справился, но и дополнительно привлек еще примерно половину такой суммы из иных  источников, в том числе и от крупных финансовых корпораций. За два года работы в этой программе моя «добыча» была около 40 млн.

Вообще это какой-то социальный когнитивный диссонанс: деньги нужны всем, где-то деньги есть, денег много, но практически никто не готов их получать. Потому что не умеют. А ведь Одесса – это не Львов. Это лучше (да простят львовяне такую местечковую гордыню)! Одесса – это море, это порты, это лучший потенциал агропромышленного комплекса. И при этом, как заметил Краплич (чьи практические результаты, 40 миллионов, вызывают доверие к словам), «нет потенциала управления»!?

 Возможно, ситуацию изменит недавнее создание в Одессе Международной  ассоциации по содействию устойчивому развитию Юга Украины «Евростратегия», которая объединила 16 общественных и благотворительных организаций, в сферу интересов которых входят все основные аспекты социально-экономического и культурного развития Одесской области. Во всяком случае, тренинги Руслана Краплича один из фундаторов Ассоциации, Благотворительный фонд «Єдність громади», в Одессе уже провел. И «Договір про співпрацю щодо розбудови системи соціального інвестування в Одеській області» с областной властью уже подписал. Но понимания еще не обрел. Часто, к сожалению – очень часто, переговорный процесс натыкается на вопрос: «Вы общественная организация, но причем здесь бизнес». Теоретически Руслан Краплич ответил на этот вопрос: потому что «закупаются товары и услуги, произведенные в Украине и украинцами».  Можно еще добавить, что кто бы не вливал в Украину средства (хоть общественники, хоть промышленники, хоть гастарбайтеры), все делают благое дело для обезвоженной (точнее – «обезгрошенной») денежной системы страны.

Более того, в определенной мере это логичнее всего делать именно общественным организациям, особенно ассоциированным, как «Евростратегия». Потому что, по сути, они и есть интегрирующие формации, чьим основным ресурсом, в том числе – и вкладываемым в проекты – являются информационные базы данных потенциальных доноров и исполнителей, а также опыт документальной подготовки и реализации грантовых проектов. Причем, самых разнообразных. Так, в предварительном списке проектов той же Ассоциации «Евростратегия» есть проекты и строительные, и логистические, и дидактические.

Существует старая притча о рыбе и удочке для ловли рыбы. Альтернативное финансирование, под которым, в данном случае, понимается поиск ресурсов и реализация грантовых проектов, не заменит государственное (хотя миллиард евро, который готов представить украинским общественным организациям Евросоюз это более 5% бюджета Украины-2015).

1. http://index.minfin.com.ua/index/gdp/

2. http://fakty.ua/199644-mvf-podtverdil-prognoz-pade...

3. http://interfax.com.ua/news/economic/294250.html

4. http://ria.ru/world/20141223/1039835849.html#ixzz3...

5. http://rian.com.ua/economy/20150819/372395369.html

6. http://vesti-ukr.com/odessa/103658-tolko-cherez-20...

Автор: Ясмина Короход


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!



комментарии простроенны на платформе Disqus
Автор

Короход Ясмина

Кандидат политических наук. Преподаватель факультета правовой политологии и социологии НУ "Одесская юридическая академия", ассистент кафедры социальных теорий. Адвокат, член Совета адвокатов Одесской области.

Все публикации

ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ:

12.09.2019 count; ?>

Как создать интернет-магазин с нуля

Торговля в Интернете развивается бешенными темпами...
29.08.2019 count; ?>

5 хороших привычек

Богатые и успешные люди ведут себя совсем не так,...
12.06.2019 count; ?>

«Капитан»: новая одежда палача

Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссер...
12.06.2019 count; ?>

"Экстаз" — красиво созданный кошмар

Гала-премьера 9-го Одесского международного кинофе...
24.10.2018 count; ?>

РЕПЕРТУАР ОДЕССКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССК...

"Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять с...