Охота за покупателем становится все изощреннее, а потенциальные потребители проявляют настоящие чудеса изобретательности, чтобы спрятаться от возрастающего потока рекламы.
Кто кого, или что должны придумать маркетологи, чтобы завоевать кошельки и симпатии покупателей?
1. Быстрые бонусы
Мир заметно ускорился, поэтому потребитель не имеет времени ждать, пока компания вознаградит его за многолетнюю верность бренду, месяцами накапливать бонусы или неделями ждать окончания акции, в которой теоретически можно что-то выиграть. В лидеры выйдут компании, которые прямо на старте предлагают клиентам пусть мелкое, но вознаграждение за покупку. Например, скидку в 20 грн. на следующее приобретение в только открывшемся магазине. Или красивую сувенирную кружку в придачу к покупке, сделанной в Интернет-магазине. Или еще что-то – главное, конкретное, материальное, осязаемое и прямо сейчас!
2. Мобильные технологии
Быстрый поиск с мобильного устройства (смартфона, планшета) распространяется колоссальными темпами. И по прогнозам экспертов в 2016 году может обогнать по популярности многочасовое сидение в Интернете с обычного компьютера или ноутбука дома и на работе. То есть информация о товаре и услуге должна быть доступна всегда и везде – в кафе, транспорте, кинотеатре, на улице. В общем, что называется, «на ходу». В этой связи задача-минимум для маркетологов – это адаптивный дизайн сайта компании, подстраивающийся под формат того устройства, с которого посетители зашли на сайт. Задача-максимум -- собственное мобильное приложение с продуманной стратегией распространения.
3. Визуализация
«Лучше один раз увидеть, чем...» - ну, дальше вы знаете. К маркетингу это имеет самое прямое отношение. Видео станет обязательным условием успешных продаж, а 3D-визуализация и геймеризация продукта из моды превратится в тренд. Продать новую модель автомобиля будет проще, если тест-драйв можно будет организовать в режиме он-лайн. Номер в гостинице забронируют охотнее, если предложить 3D-экскурсию по отелю. А видеоролик об учебном заведении или модном курорте за рубежом, желательно с отзывами, имеет больше шансов склонить клиента к покупке, чем самое красочное словесное описание и обещания в превосходной степени.
4. Отзывы
Мнение тех, кто уже воспользовался товаром или услугой, будет весить больше, чем нанятая звезда, которая рекламирует тот или иной товар за деньги. Поколение «why not» и так норовит сказать решительное «no» заданным стандартам и надуманным авторитетам. Тем более в эпоху, когда благодаря социальным сетям и youtube шанс стать звездой или экспертом появился практически у каждого. И, если для продажи брендовых вещей вроде часов и костюмов влияние авторитета еще сохранится, то для предметов технического назначения (стиральные машины, телевизоры, смартфоны) будет важнее собрать массив данных об особенностях использования, преимуществах и недостатках модели от тех, кто уже «юзал» новинку.
5. Массивы данных
Множество источников информации нужно не только потребителям, чтобы сделать правильный выбор, но и маркетологам, чтобы верно отреагировать на запросы покупателей. Работа с Big Data – большими массивами данных – станет маркетинг-трендом 2016 года. Это нечто большее, чем сегментация рынка по полу, возрасту и месту проживания потребителей. И более сложное, чем настройка контекстной рекламы и предложение автокредита тому, кто ищет автомобиль. Это поиск неочевидных взаимосвязей между поведением и запросами человека и тем, за что он, в конечном итоге, готов выложить деньги. Количество инструментов для работы с Big Data растет, и очень скоро они станут рабочими инструментами маркетологов.
6. Многоканальность
У покупателя должен быть выбор, как совершить покупку, каким способом коммуницировать с поставщиком услуг, как оплатить товар. То есть, маркетологи должны развивать новые площадки для коммуникаций (соцсети, формы обратной связи на сайте и так далее) и, в то же время, сохранять и поддерживать традиционные форматы взаимодействия. Интернет-магазин, разработавший яркую и понятную форму обратной связи, но не предусмотревший возможность живого общения по телефону с оператором магазина, рискует быть заподозренным в непорядочности и стремлении исчезнуть из поля зрения покупателя, как только получит деньги. И деньги он в этом случае, скорее всего, не получит. И даже услуга «обратный звонок» (мы перезвоним вам сами в течение 5 минут) не вполне компенсирует возможность обычного звонка по телефону в удобное для покупателя время. Мир ускорился, и покупатель может иметь свое мнение на тему, чем он хочет заняться через пять минут.
7. Интерактивность
Чем удобнее совершить заказ или оплатить покупку с вашего сайта или из вашего приложения – тем лучше. Мир, как вы помните, ускорился, поэтому возможности онлайн-взаимодействия с клиентом напрямую влияют на вероятность покупки. Особенно для высококонкурентных товаров и услуг, которые можно приобрести на разных ресурсах примерно по одинаковой цене (билеты на концерты, ноутбуки, запчасти для бытовой техники и т.д.). Разработчики приложений предусматривают возможность совершить звонок прямо из приложения, запущенного на смартфоне. А e-mail-маркетологи закладывают в рассылке функцию, позволяющую позвонить по телефону в рассылке прямо из почты. И в следующем году интерактивные функции будут развиваться далее.
8. Возможности соцсетей
Тенденция такова, что возможности соцсетей расширяются, а маркетологи их используют по-новому. В 2016 году будет недостаточно (точнее, недостаточно эффективно) просто создать страничку компании или группу по интересам. И ссылка в сетях на сайт компании тоже перестанет быть доминирующим способом информирования. Сети станут самодостаточным инструментом коммуникации с теми потребителями, которые предпочитают этот канал коммуникации всем остальным. Так, Facebook уже предлагает инструменты, позволяющие напрямую публиковать полноценные статьи, а не просто ссылаться на другие ресурсы, которые их опубликовали. И уже имеет статистику, что собственные публикации вызывают гораздо больший интерес пользователей, чем перепосты с других ресурсов.
9. Контент и контекст
В 2016 году продолжится работа над релевантностью текстов на сайтах и настроек контекстной рекламы запросам пользователей. Контент, по-прежнему, останется пилотом онлайн-корабля вашего бизнеса, а контекст – штурманом, направляющим потоки потенциальных клиентов в нужное русло. И будет ли этот тандем напоминать сверхзвуковой истребитель или самолет-«кукурузник» из прошлого столетия – зависит от тщательности работы над контентом сайта и настройками контестной рекламы.
10. Вау-эффект
И,
конечно же, эмоции по-прежнему будут иметь веское значение в успехе продаж. Купят
у того, кто сможет, что называется, «задеть за живое». Кто сделает
PR-мероприятие, нашедшее отклик у потенциальных покупателей. Будут ли это эмоции радости или сочувствия,
или же простое человеческое «нравится» - не имеет значения. Будет ли это
оригинальная акция в соцсетях ко Дню защиты детей, светомузыкальная инсталляция
с символикой бренда в центре города, Новогодняя ёлка в Торговом центре или
выставка-распродажа в автосалоне ко Дню дальнобойщика (отмечается в Украине в
последнюю субботу августа) – тоже не суть важно. Важно достучаться до глубины
души своей целевой аудитории. Вот это и станет задачей маркетологов на 2016-й,
2017-й, 2018-й и все последующие годы. Потому что без взаимопонимания и
эмоционального взаимодействия с клиентами все остальные тренды обречены на
провал.
Автор: Дмитрий Гайдукович