Фильм «Капитан» (Der Hauptmann) немецкого режиссера Роберта Швентке стал событием на 9-ом Одесском международном кинофестивале в рамках специальных показов.
В апреле 1945 года немецкий солдат находит офицерскую форму и становится военным преступником.
Превращение Вилли Герольда (играет Макс Хубахер) происходит за несколько минут. Вот мы слышим тяжелое дыхание немецкого дезертира, голодающего и истощенного, который спасается от преследования в последние дни мировой войны в апреле 1945 года. Через мгновение мы видим его в офицерском кителе, который командным тоном отдает приказы своему новому неожиданно обретенному подчиненному — шоферу.
19-летний Херольд, реальный исторический персонаж, именно так прошел путь от простого капрала до фиктивного капитана и, наконец, до «палача из Эмсланда».
Когда Вилли Херольд неожиданно обнаруживает брошенную форму офицера в машине на обочине дороги, он понимает, что это может быть его последний шанс на выживание. Сначала он пытается отмахнуться от этой мысли, но через мгновение страх на его лице сменяется ледяным холодом. Герольд быстро принимает свою новую роль, которая сделает его военным преступником.
По пути к нему присоединяются новые солдаты, якобы отбившиеся от своих подразделений, фактически дезертиры, подобные ему самому. И тут происходит невероятное: каждый из них догадывается, что Херольд — самозванец. Но из страха все они начинают ему подыгрывать.
Ложь Херольда становится все более и более дерзкой, но он почти не находит сопротивления. Напротив: ему успешно удается обойти все попытки проверить его личность. Для этого он выдумывает специальную миссию, директиву «сверху». В результате он со своей "зондер командой" попадает в исправительный лагерь Ашендорфермур в Эмсланде, где начальник лагеря не знает, что делать с заключенными ворами и дезертирами, и никак не дождется разъяснений начальства. Вилли Херольд и его приспешники вынуждены играть свою роль. За восемь дней они расстреливают более 100 заключенных. 3 мая 1945 года немецкий военный суд сначала отпустил его, после чего он был приговорен к смертной казни в августе 1946 года британским военным судом в Ольденбурге вместе с шестью членами его группы.
Насколько натурально в фильме изображены злодеяния того времени? Для большего сходства с хроникой фильм снят в черно-белом цвете. Камера оператора Флориана Баллхауса избегает взгляда в яму, которую заключенным приходилось закапывать, она не показывает мертвых крупным планом. Однако режиссер не экономит на драматичности и использует мучительно долгие минуты для расстрела заключенных. Сцена, в которой британская авиационная бомба разрывает на части начальника лагеря, оказывается слишком зрелищной.