На выставке в Музее современного искусства Одессы на самом деле текстиль задействован как СПОСОБ говорить, высказаться и ДО-говариваться.
Уже в самом названии литовской выставки выражено всё: «Текстиль может быть чем-то бОльшим, чем бабушкиным ковром на стене». На выставке в Музее современного искусства Одессы на самом деле текстиль задействован как СПОСОБ говорить, высказаться и ДО-говариваться.
Договариваться ДО чего? или, лучше, о чём?
Во-первых, на самом деле текстиль как способ ткачества может существовать в виде текстов из расплавленных нитей в/на льне. Рулон стоит на полу, но зрителю всё равно не прочесть, - использован литовский язык. Зато в зале рядом три полотна «Гражданка», как образец запрета на использование литовского языка! Там МОЖНО прочесть, но не понять, - язык-то литовский, а написание – кириллицей. Это тоже ткачество, тоже с металлической нитью и компьютерной распечаткой.
Компьютерный способ распечатки присутствует во многих работах, особенно он впечатляющ на масюсеньких объектиках в рамочках или, даже, в ОЧКАХ! Нет, там есть и видео. Видео как документация создания произведений; видео, где между нитей скачут-прячутся человечки (называется «Собиратели ягод под дождём»).
Практически у всех участниц/участников двойные имена: Эгле Ганда Богданене, Моника Жалткаускайте-Грашене, Аугустэ Юргяльёнитэ-Варне, нет есть имена и попроще: Лайма (Оржякаускене) или Северия (…). Северия Инчираускайте-Кряунявичене создала самый впечатляющий (для меня) объект: огромную металлическую крышку от огромного казана (60 см), протыканную и тоже прошитую узором. Цветочками такими себе! Как на деревенских салфетках, которыми покрывают телевизор или проигрыватель.
Пиксельная анимация перенесена на свитера, носки и даже огромный ковёр-занавес. Но весь из пикселей (неприятный такой для восприятия: ни цветового решения, ни композиционного). Зато приятный, и очень, тоже большой ковёр из овечьей невыделанной шерсти. Вот брали и соединяли пучки шерсти в ковёр, а затем на нём ещё и танго танцевали.
Словом, если двигаться вперёд, то и «ДПИ» - декоративно-прикладное искусство, перестанет быть скуШным гобеленом на стене, но компьютеризированным-пикселированным и даже видом новейшего искусства.
А вот попытка «до-говариваться» порадовала меня нарядом Кикиморы. Наконец-то я ЕЁ увидела (тайком потрогала): забавная такая, вся из висящей, торчащей (синтетической) травы состоящая… Однако наряд этот может быть использован и как маск-халат! Военными! Что продемонстрировано на видео, мне даже тоже захотелось в этом так поползать; но нет, трава у нас уже вся выгорела, не зелёная, а соломенного цвета. Не годится для нынешнего лета.
Однако, на женщин должны произвести впечатление сотканные украшения. Впрочем, всё это или подобное уже создаётся нашими, скажем, по-прежнему альтернативными художниками. Подобные творения и у нас имеются, но не выставляются как ПРОИЗВЕДЕНИЯ искусства, да и компьютеры пока не задействуются. А жаль, это так свежо и волнующе: текстиль из Литвы.